Политологи прогнозируют раскол в отношениях между Индией и Россией

В последние годы в российско-индийском партнерстве наблюдается восходящий тренд. Между российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди сложились теплые личные отношения, они регулярно встречаются, проводят телефонные переговоры и ищут пути дальнейшего развития двусторонней торговли. Хотя официальная интерпретация двусторонних отношений представляет их совершенно безоблачными, за кулисами происходят фундаментальные перемены.

thediplomat_2015-02-09_21-35-33-386x257

Предыдущий год ознаменовал прорыв в двусторонних отношениях между Москвой и Нью-Дели. Им удалось добиться впечатляющего 22-процентного роста объема взаимной торговли и активизировать сотрудничество в целом ряде областей, от сельского хозяйства до энергетики и фармацевтического производства. Ранее крупнейшая российская нефтедобывающая компания «Роснефть» приобрела за 12,9 миллиардов долларов второй по величине нефтеперерабатывающий завод в Индии Essar Oil. Эта сделка стала одной из самых масштабных инвестиций в индийскую экономику. Индия была крупнейшей участницей Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2017 году, крупнейшего национального мероприятия в России, посвященного международному сотрудничеству, и даже создала там павильон под названием «Сделай в Индии», а Нарендра Моди сидел на пленарном заседании форума рядом с Путиным.

Обе страны стремятся укрепить связи в военной сфере. Кремль сохраняет свои конкурентные преимущества и остается крупнейшим поставщиком оружия на индийском рынке. Две страны подписали межправительственное соглашение о приобретении передовых российских систем противовоздушной обороны С-400 на сумму 4,5 миллиарда долларов. Москва и Нью-Дели также договорились об импорте легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т фирмы «Камов» и четырех ракетных фрегатов проекта 11356 (класс «Адмирал Григорович»).

Растущая взаимная торговля и новые оборонные контракты в сочетании с личной дружбой между Путиным и Моди способствуют созданию впечатления, что между странами развиваются стратегические двусторонние связи. Однако, сдвиги в геополитической динамике, вызванные ростом влияния Китая, международными санкциями против Кремля и непрекращающейся экономической стагнацией России, указывают на неизбежность серьезных перемен в российско-индийских отношениях в ближайшие годы.

Кремль сыграл ключевую роль в содействии вступлению Индии в Шанхайскую организацию сотрудничества. Москва выступала за прием Индии в эту организацию, чтобы как-то уравновесить явное доминирование Китая. Аналогичным образом, усилия Москвы сыграли решающую роль в поддержании трехстороннего формата дискуссий Россия-Индия-Китай, в рамках которого страны согласовывают позиции и принимают на себя ответственность за судьбу евразийского континента. Кремль также воспринимает подобные встречи как жизненно важные шаги в продвижении собственной идеологической программы формирования многополярного мира и противостояния западному господству. Однако Индия придерживается гораздо более прагматичных взглядов.

Нью-Дели обладает большим потенциалом эффективного реагирования на структурные и геополитические сдвиги и исключительной способностью быстро учиться приспосабливаться к изменениям силовой динамики. Например, в 1971 году Индия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом, чтобы сбалансировать сближение между Китаем и Соединенными Штатами Америки. После окончания холодной войны Индия стремилась присоединиться к возглавленному Москвой евразийскому движению и согласилась вступить в институциональное сотрудничество с Китаем. Идея состояла в том, чтобы защитить собственные геополитические амбиции, а также противостоять исходящим от Вашингтона угрозам нейтрализовать ядерные планы Нью-Дели и возможному вмешательству США в региональный спор с Пакистаном из-за Джамму и Кашмира.

В настоящее время геополитические реалии в регионе в очередной раз меняются. Растущее влияние Китая и сохраняющиеся амбиции Индии означают, что раньше или позже две страны начнут все чаще сталкиваться между собой. Новая обстановка диктует необходимость пересмотра прежних форматов взаимодействия, а также диверсификации внешней политики. Учитывая слабость Москвы и ее растущую зависимость от Пекина, Индии придется найти другого сильного игрока, который поможет ей сохранить нынешние геополитические амбиции.

Пекин в настоящее время создает для Индии наибольшую геополитическую угрозу. Обе страны имеют спорную границу, что проявилось в недавнем противостоянии на плато Доклам, на которое претендуют как Китай, так и королевство Бутан. Китай и Индия также конкурируют за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Индийском океане. Поскольку нынешний ВВП Китая в четыре раза больше, а расходы на оборону в три раза больше, чем в Индии, нарушенный паритет подталкивает Нью-Дели к поиску других путей нейтрализации растущего влияния своего могущественного соседа.

В последние десятилетия китайско-индийские отношения постепенно ухудшались, и в то же время американо-индийские отношения улучшались приблизительно в том же темпе. Белый дом поддерживает претензии Нью-Дели на постоянное место в Совете Безопасности Организации объединенных наций и на вступление страны в Группу ядерных поставщиков (ГЯП), против чего выступает Пекин. Соединенные Штаты также более заинтересованы в поддержке Индии в ее борьбе за региональное лидерство, поскольку Вашингтон стремится нейтрализовать китайские амбиции в Южной Азии и Индийском океане, а кроме того Америка может многое предложить Индии в сфере торговли и оборонных технологий. Последний фактор имеет особое значение в свете стремления Индии диверсифицировать свои военные поставки.

Американская поддержка Пакистана в прежние годы ставила под угрозу геополитические амбиции Индии и ее внешнюю политику. Поэтому, недавнее довольно неожиданное решение администрации Трампа о замораживании помощи Пакистану может привести к позитивным результатам для американо-индийских отношений. У Нью-Дели имеется длинный список обвинений Исламабада в поддержке международного терроризма, которые могут найти поддержку в Вашингтоне, учитывая собственную критику Америки в Адрес Пакистана за его неудовлетворительные усилия по борьбе с терроризмом.

Кремль все еще в состоянии помочь Нью-Дели с некоторыми передовыми технологиями и оказать Индии  дипломатическую поддержку, но Индия, в конечном итоге, будет продолжать свое движение в  направлении прозападной орбиты. Несмотря на увеличение объемов торговли, российский экспорт в Индию составляет всего лишь 2 процента от общего объема индийского импорта, и в экономическом смысле Москва мало что может предложить Нью-Дели, если иметь в виду долгосрочную перспективу. Растущая политическая и экономическая зависимость Кремля от Пекина в конечном итоге означает, что нынешний всплеск российско-индийских отношений неизбежно будет поставлен под угрозу в течение ближайших лет.

С точки зрения Индии, ожидаемый геополитический сдвиг приведет к необходимости существенной поддержки для проведения независимой внешней политики, которая была бы направлена на диверсификацию политических связей и в то же время удовлетворяла лозунгу «сделать Индию первой». Это подтверждается участием Индии в рабочем совещании так называемой «четверки» стран, наряду с Японией, Соединенными Штатами и Австралией, где обсуждалась необходимость противодействия растущему влиянию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как растущая держава, Индия нуждается в новых путях увеличения своего веса в международных отношениях. При этом маловероятно, что ее внешняя политика, исторически ориентированная на независимость, сделает исключение для Кремля.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Политологи прогнозируют раскол в отношениях между Индией и Россией”

Добавить комментарий