В последние годы в российско-индийском партнерстве наблюдается восходящий тренд. Между российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди сложились теплые личные отношения, они регулярно встречаются, проводят телефонные переговоры и ищут пути дальнейшего развития двусторонней торговли. Хотя официальная интерпретация двусторонних отношений представляет их совершенно безоблачными, за кулисами происходят фундаментальные перемены.
Предыдущий год ознаменовал прорыв в двусторонних отношениях между Москвой и Нью-Дели. Им удалось добиться впечатляющего 22-процентного роста объема взаимной торговли и активизировать сотрудничество в целом ряде областей, от сельского хозяйства до энергетики и фармацевтического производства. Ранее крупнейшая российская нефтедобывающая компания «Роснефть» приобрела за 12,9 миллиардов долларов второй по величине нефтеперерабатывающий завод в Индии Essar Oil. Эта сделка стала одной из самых масштабных инвестиций в индийскую экономику. Индия была крупнейшей участницей Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2017 году, крупнейшего национального мероприятия в России, посвященного международному сотрудничеству, и даже создала там павильон под названием «Сделай в Индии», а Нарендра Моди сидел на пленарном заседании форума рядом с Путиным.
Обе страны стремятся укрепить связи в военной сфере. Кремль сохраняет свои конкурентные преимущества и остается крупнейшим поставщиком оружия на индийском рынке. Две страны подписали межправительственное соглашение о приобретении передовых российских систем противовоздушной обороны С-400 на сумму 4,5 миллиарда долларов. Москва и Нью-Дели также договорились об импорте легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т фирмы «Камов» и четырех ракетных фрегатов проекта 11356 (класс «Адмирал Григорович»).
Растущая взаимная торговля и новые оборонные контракты в сочетании с личной дружбой между Путиным и Моди способствуют созданию впечатления, что между странами развиваются стратегические двусторонние связи. Однако, сдвиги в геополитической динамике, вызванные ростом влияния Китая, международными санкциями против Кремля и непрекращающейся экономической стагнацией России, указывают на неизбежность серьезных перемен в российско-индийских отношениях в ближайшие годы.
Кремль сыграл ключевую роль в содействии вступлению Индии в Шанхайскую организацию сотрудничества. Москва выступала за прием Индии в эту организацию, чтобы как-то уравновесить явное доминирование Китая. Аналогичным образом, усилия Москвы сыграли решающую роль в поддержании трехстороннего формата дискуссий Россия-Индия-Китай, в рамках которого страны согласовывают позиции и принимают на себя ответственность за судьбу евразийского континента. Кремль также воспринимает подобные встречи как жизненно важные шаги в продвижении собственной идеологической программы формирования многополярного мира и противостояния западному господству. Однако Индия придерживается гораздо более прагматичных взглядов.
Нью-Дели обладает большим потенциалом эффективного реагирования на структурные и геополитические сдвиги и исключительной способностью быстро учиться приспосабливаться к изменениям силовой динамики. Например, в 1971 году Индия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом, чтобы сбалансировать сближение между Китаем и Соединенными Штатами Америки. После окончания холодной войны Индия стремилась присоединиться к возглавленному Москвой евразийскому движению и согласилась вступить в институциональное сотрудничество с Китаем. Идея состояла в том, чтобы защитить собственные геополитические амбиции, а также противостоять исходящим от Вашингтона угрозам нейтрализовать ядерные планы Нью-Дели и возможному вмешательству США в региональный спор с Пакистаном из-за Джамму и Кашмира.
В настоящее время геополитические реалии в регионе в очередной раз меняются. Растущее влияние Китая и сохраняющиеся амбиции Индии означают, что раньше или позже две страны начнут все чаще сталкиваться между собой. Новая обстановка диктует необходимость пересмотра прежних форматов взаимодействия, а также диверсификации внешней политики. Учитывая слабость Москвы и ее растущую зависимость от Пекина, Индии придется найти другого сильного игрока, который поможет ей сохранить нынешние геополитические амбиции.
Пекин в настоящее время создает для Индии наибольшую геополитическую угрозу. Обе страны имеют спорную границу, что проявилось в недавнем противостоянии на плато Доклам, на которое претендуют как Китай, так и королевство Бутан. Китай и Индия также конкурируют за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Индийском океане. Поскольку нынешний ВВП Китая в четыре раза больше, а расходы на оборону в три раза больше, чем в Индии, нарушенный паритет подталкивает Нью-Дели к поиску других путей нейтрализации растущего влияния своего могущественного соседа.
В последние десятилетия китайско-индийские отношения постепенно ухудшались, и в то же время американо-индийские отношения улучшались приблизительно в том же темпе. Белый дом поддерживает претензии Нью-Дели на постоянное место в Совете Безопасности Организации объединенных наций и на вступление страны в Группу ядерных поставщиков (ГЯП), против чего выступает Пекин. Соединенные Штаты также более заинтересованы в поддержке Индии в ее борьбе за региональное лидерство, поскольку Вашингтон стремится нейтрализовать китайские амбиции в Южной Азии и Индийском океане, а кроме того Америка может многое предложить Индии в сфере торговли и оборонных технологий. Последний фактор имеет особое значение в свете стремления Индии диверсифицировать свои военные поставки.
Американская поддержка Пакистана в прежние годы ставила под угрозу геополитические амбиции Индии и ее внешнюю политику. Поэтому, недавнее довольно неожиданное решение администрации Трампа о замораживании помощи Пакистану может привести к позитивным результатам для американо-индийских отношений. У Нью-Дели имеется длинный список обвинений Исламабада в поддержке международного терроризма, которые могут найти поддержку в Вашингтоне, учитывая собственную критику Америки в Адрес Пакистана за его неудовлетворительные усилия по борьбе с терроризмом.
Кремль все еще в состоянии помочь Нью-Дели с некоторыми передовыми технологиями и оказать Индии дипломатическую поддержку, но Индия, в конечном итоге, будет продолжать свое движение в направлении прозападной орбиты. Несмотря на увеличение объемов торговли, российский экспорт в Индию составляет всего лишь 2 процента от общего объема индийского импорта, и в экономическом смысле Москва мало что может предложить Нью-Дели, если иметь в виду долгосрочную перспективу. Растущая политическая и экономическая зависимость Кремля от Пекина в конечном итоге означает, что нынешний всплеск российско-индийских отношений неизбежно будет поставлен под угрозу в течение ближайших лет.
С точки зрения Индии, ожидаемый геополитический сдвиг приведет к необходимости существенной поддержки для проведения независимой внешней политики, которая была бы направлена на диверсификацию политических связей и в то же время удовлетворяла лозунгу «сделать Индию первой». Это подтверждается участием Индии в рабочем совещании так называемой «четверки» стран, наряду с Японией, Соединенными Штатами и Австралией, где обсуждалась необходимость противодействия растущему влиянию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как растущая держава, Индия нуждается в новых путях увеличения своего веса в международных отношениях. При этом маловероятно, что ее внешняя политика, исторически ориентированная на независимость, сделает исключение для Кремля.
Даже глупости бывают влажными. Особенно Западные.