Ядерная стратегия Трампа подразумевает создание новых вооружений для противодействия России

Имея в виду, прежде всего, российскую угрозу, администрация американского президента намерена создавать новые ядерные средства поражения. По словам представителей Вашингтона, эти меры облегчат сдерживание угроз, с которыми в последнее время сталкиваются европейские союзники США.

Подпись к изображению: Президент Дональд Трамп отвечает на вопрос корреспондента после встречи в военнослужащими во время визита в Пентагон, 20 июля 2017 годаUS_Trump_Nuclear_Strategy.JPG_v1170x658

Этот план, пока еще не одобренный президентом Дональдом Трампом, призван сделать ядерный конфликт менее вероятным. Однако, критики утверждают, что результат будет прямо противоположным.

Предложение администрации изложено в политическом документе, официально известном как «обзор состава и количества ядерного оружия», который фактически переводит США в более агрессивную позицию в отношении ядерного противостояния. Это первый обзор такого рода с 2010  года. Он является одним из нескольких исследований, посвященных стратегии безопасности, предпринятых с момента вступления Трампа на пост президента.

Во многих отношениях, новый документ подтверждает ядерную политику президента Барака Обамы, в том числе его стремление заменить все ключевые элементы ядерного арсенала новым и более современным оружием в течение ближайших двух десятилетий.

В обзоре говорится, что США будут придерживаться существующих договоров о контроле над вооружениями, однако при этом выражается сомнение относительно перспектив подписания любых новых подобных актов. Ожидается, что ядерная доктрина Трампа будет опубликована в начале февраля, а вслед за ней появится документ, разъясняющий политику в отношении защиты страны от баллистических ракет.

Основным отличием доктрины Трампа от прежнего подхода, существовавшего при Обаме, является отсутствие стремления к снижению роли ядерного оружия в военной политике США. Как и Обама, Трамп рассматривает применение ядерного оружия только в «экстремальных обстоятельствах», но значение этого понятия содержит некоторую двусмысленность. При этом Трамп придает ядерному оружию более важную роль в политике сдерживания, что отражено в плане разработки новых возможностей противодействия России в Европе.

Интернет-издание Huffington Post опубликовало проект концепции ядерной политики в четверг, а Associated Press получило копию в пятницу. В ответ на просьбу прокомментировать документ, представитель Пентагона назвал его
«предварительным», незавершенным, а также сообщил, что ему еще предстоит быть изученным и одобренным президентом Трампом, который заказал его год назад.

Россия, и в определенной степени Китай, обозначены как главные проблемы ядерной политики, требующие более жесткого подхода. По мнению администрации, российская политика и действия чреваты возможностью просчета, которая способна привести к неконтролируемой эскалации конфликта в Европе. В документе конкретно указывается на российскую доктрину, получившую на Западе известность благодаря формулировке «эскалация ради деэскалации», в рамках которой Москва готова использовать или угрожать применением ядерного оружия малой мощности в условиях ограниченного безъядерного вооруженного конфликта в Европе, исходя из того, что это заставит США и НАТО отступить.

Американская администрация предлагает двухэтапное решение. Во-первых, она намерена модифицировать «небольшое количество» существующих баллистических ракет большой дальности, базирующихся на стратегических подводных лодках типа Trident, с тем, чтобы они могли оснащаться ядерными боеголовками меньшей мощности. Во-вторых, «в более долгосрочной перспективе», предполагается разработать крылатую ракету с ядерным зарядом морского базирования, то есть восстановить вид вооружений, существовавший во время холодной войны, от которого администрация Обамы отказалась с 2011 года.

В совокупности эти шаги призваны дополнительно снизить вероятность «региональной агрессии», что означает, с точки зрения разработчиков проекта доктрины, «заставить Россию еще больше задуматься о целесообразности нанесения ограниченных ядерных ударов».  Интерес к состоянию и роли ядерных вооружений Соединенных Штатов вырос на фоне скандала вокруг разработки Северной Кореей собственного ядерного арсенала, который, по словам Пхеньяна, направлен на Америку.

Администрация Трампа рассматривает угрозы, исходящие от Северной Кореи, а также российскую риторику, которую Вашингтон называет провокационной, как доказательства того, что сложившиеся условия в сфере безопасности больше не оправдывают прежнюю идею, согласно которой США могут в меньшей степени полагаться на ядерные вооружения, или еще больше ограничить роль этих вооружений в национальной обороне.

В докладе кое-где упоминается о новейшем российском оружии: самоходной торпеде с ядерной боеголовкой, которая может двигаться под поверхностью воды и достигать удаленных целей.

Ханс Кристенсен, эксперт по ядерному оружию в Федерации американских ученых, задается вопросом, не преувеличивает ли администрация степень российской угрозы. Впрочем, он сказал, что Москва, совершенно очевидно, спровоцировала опасения на Западе, прибегнув к агрессии в отношении Украины.

«Понятно, что российская ситуация близка к прямой конфронтации, – сказал он. – Шутки в сторону, нужно быть готовыми ко всему».

Бывший офицер комнаты управления запуском ядерных ракет в командном пункте Брюс Блэр, который стал одним из авторов Global Zero, концепции глобального нуля, выступающей за ликвидацию ядерного оружия, назвал доклад «документом, в основном обеспечивающим сохранение статус-кво», за исключением новых ядерных вариантов противодействия России. Он опасается, что предполагаемые изменения могут привести к тому, что Соединенные Штаты «по собственной ошибке ввяжутся в ядерную войну с Россией». Блэр отчасти основывал свои комментарии на знании текста доклада еще до того, как он появился в Интернете.

«Основополагающая мотивация Пентагона, – сказал Блэр, – страх перед готовностью России нанести удар по гражданской инфраструктуре США и Западной Европы –  финансовой, энергетической, транспортной и коммуникационной, – с помощью кибер-оружия и обычных вооружений».

«В последние годы Москва разработала эту доктрину, чтобы воспользоваться уязвимостью жизненно важной инфраструктуры Запада, такой как коммуникационные сети», – сказал Блэр. Это относится к категории угрозы, которую администрация называет «неядерной стратегической угрозой». Другими словами, это означает, что она может повлечь за собой неприемлемо большое число жертв и разрушений.

Авторы ядерной доктрины Трампа утверждают, что усиление американских ядерных средств сдерживания агрессивных действий России в Европе, приведет к снижению, а не к увеличению риска войны. Они обеспокоены тем, что самолеты, обладающие ядерным оружием, которые в настоящее время являются единственными ядерными силами в Европе, противостоящими России, в настоящее время отчасти утратили доверие, поскольку они могут быть уязвимыми для российских ПВО. Таким образом, основное внимание уделяется наращиванию потенциала ядерных вооружений морского базирования.

«Эти меры не направлены на развязывание ядерной войны», – говорится в проекте доклада. –  Напротив, цель состоит в том, чтобы сделать ядерный конфликт менее вероятным, и гарантировать, что «потенциальные противники» не увидят для себя никаких возможных выгод в эскалации конфликта и выводе его на ядерный уровень.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий