Отношение к Китаю и России как к «стратегическим соперникам» является отнюдь не новым явлением. Однако, никогда прежде их не называли «ревизионистскими» державами, чтобы оправдать выделение 1,2 триллионов долларов на модернизацию ядерного арсенала США и увеличение оборонного бюджета США на 700 миллиардов долларов в нынешнем году. Поступая таким образом, президент Дональд Трамп ставит под угрозу американскую экономику и безопасность страны.
В конце Второй мировой войны, озабоченность Соединенных Штатов по поводу советского влияния в Европе привела в 1947 году к «доктрине Трумэна», направленной на противодействие советской экспансии.
Затем Соединенные Штаты и их западноевропейские союзники сформировали в 1949 году Организацию Североатлантического договора (НАТО), оборонительный альянс, члены которого обязаны были оказать военную помощь друг другу в случае нападения со стороны внешней силы, а именно Советского Союза.
Чтобы противостоять НАТО, Советский Союз в свою очередь сформировал в 1955 году Варшавский договор. Западная Германия присоединилась к НАТО годом ранее. Восточная Германия стала советским сателлитом. Между двумя противоборствующими альянсами не было открытого вооруженного конфликта, поэтому период с 1947 по 1991 год вошел в историю как холодная война.
Советский Союз распался в 1991 году, образовав 15 самостоятельных государств, крупнейшим из которых была Россия. Борис Ельцин, партийный чиновник регионального уровня с Урала, победил Михаила Горбачева и стал первым президентом страны. Впоследствии Билл Клинтон, занимавший тогда пост президента США и британский премьер-министр Тони Блэр пригласили Россию присоединиться к большой семерке G7, превратившейся таким образом в большую восьмерку G8.
Однако, российская экономика в период правления Ельцина потерпела крах и наступил хаос. Наличие более 100 политических партий делали управление страной невозможным. Работники не получали зарплату, в стране была крайняя нищета и плохое медицинское обслуживание. Ельцин покинул свой пост в 1999 году, а исполняющим обязанности президента был назначен Владимир Путин.
Позднее, благодаря росту цен на сырьевые товары российская экономика восстановилась, а располагаемый доход граждан вырос за период с 2000 по 2012 год на 160 процентов. Популярность Путина росла, и он легко выиграл выборы в 2004 и 2012 году, набрав более 70 и 60 процентов голосов соответственно.
Динамично развивающаяся экономика и растущий военный потенциал позволили России перейти к независимой внешней политике, которую страны-члены большой семерки восприняли как угрозу. Например, Путин одобрил результаты референдума в Крыму, в ходе которого подавляющее большинство людей проголосовали за воссоединение с Россией. Однако, лидеры большой семерки посчитали это «аннексией» Крыма и в 2014 году исключили Россию из состава большой восьмерки G8.
С тех пор Россию постоянно обвиняют в том, что она провоцирует беспорядки на территории Украины, и, возможно, планирует военное нападение на своих более мелких восточноевропейских соседей. Это сопровождается введением все более жестких санкций со стороны Соединенных Штатов Америки. Никто не придавал значения заявлениям таких известных ученых как профессор чикагского университета Джон Миршаймер, который не раз говорил, что Россию нельзя обвинять в украинском кризисе. Этот кризис является следствием отказа НАТО от своих обещаний не расширять альянс до самых границ России.
Китай является «идеальным врагом» для Америки, поскольку это азиатская коммунистическая страна, способная бросить вызов глобальному превосходству Америки. Китайская экономика выросла за период между 1980 и 2017 годами более чем в 30 раз, с 400 миллиардов до 12,8 триллионов долларов, что в свою очередь, способствовало увеличению военных расходов и формированию мощных вооруженных сил.
Восприятие Китая и России как источников угрозы уже превратилось в так называемое самоисполняющееся пророчество. Чтобы противостоять действиям Соединенных Штатов, в которых они увидели угрозу, обе страны ускорили разработку вооружений.
В прошлом году Китай объявил, что он модернизирует межконтинентальные баллистические ракеты, способные нести несколько ядерных боеголовок, строит авианосцы, гиперзвуковые планирующие ракеты, истребители пятого поколения, подводные лодки, наземные военные корабли и электромагнитные рельсовые пушки.
Россия в той же степени, если даже не более, активна в разработке новых платформ вооружений, предназначенных для противодействия США и их союзникам. Как и Китай, она быстро производит новые поколения реактивных истребителей, межконтинентальных баллистических ракет и других вооружений.
Популярная в политических кругах Вашингтона алармистская риторика, в центре которой стоит угроза со стороны России и Китая, основана на сомнительных предположениях. Так, бывший военный аналитик, а теперь советник президента Трампа Майкл Пиллсбери рассуждает в своей книге «Столетний марафон», о том, что Китай использует прием активной маскировки для того, чтобы преодолеть американское доминирование. Его предположение основано на китайской настольной игре «го», напоминающей шахматы, в которой используются приемы, вводящие противника в заблуждение, чтобы окружить его.
Можно уличить в укреплении военного потенциала с целью вооруженного противостояния США практически любую страну, а не только Россию или Китай. На самом деле, европейские и японские империалисты модернизировали свои вооруженные силы, в первую очередь, для завоевательных войн. Американская военная мощь могла использоваться для навязывания западных ценностей всему миру.
Российский телеканал RT (Russia Today) утверждает, что аналитические центры в США фактически являются лоббистами, защищающими интересы НАТО, правительства США и военно-промышленного комплекса. В этом месяце RT сообщил, что Атлантический Совет финансируется НАТО, Госдепартаментом США, а также крупными военными подрядчиками, такими как компании Raytheon, Boeing, и McDonnell Douglas.
Американские оборонные расходы могут привести к негативным последствиям
Поощрение и защита аэрокосмической и оборонной промышленности, на которые приходятся более 12 процентов производства, могут улучшить экономические перспективы Соединенных Штатов, но эта стратегия также способна нанести ущерб стране.
Государственный долг США превышает 100 процентов ВВП, и, дополнительные 1,2 триллиона долларов США, направленные на модернизацию ядерного потенциала, а также политика значительного сокращения налогов, которую проводит президент Трамп, способны повысить отношение суммы внешнего долга к ВВП, то есть увеличить налоговое бремя Америки. Более того, нынешнее экономическое оздоровление принесло преимущества только богатым слоям населения. Средний класс и рабочие по-прежнему находятся в трудном положении. Согласно данным МВФ и World Factbook ЦРУ, средний американский потребитель должен 1,13 доллара на каждый доллар заработка, а рост реальной заработной платы остается незначительным.
Поскольку на долю частного потребления приходится около 70 процентов американского ВВП, трудно понять, каким образом существенное увеличение расходов на оборону может принести пользу экономике страны.
Помимо проблемы низкого конечного потребления, Соединенным Штатам предстоит модернизировать устаревшую и разрушающуюся инфраструктуру, победить растущую бедность, устранить проблему недофинансирования образования и здравоохранения. Трамп утверждает, что стране требуется 1,5 триллиона долларов на ремонт дорог, мостов и иных элементов инфраструктуры. По оценкам Всемирного банка, более 15 процентов, или почти 50 миллионов жителей США находятся за чертой бедности. Рост числа бедных объясняется тем, что рост занятости наблюдается в основном в низкооплачиваемых сферах сектора услуг.
Торговые споры угрожают глобальной экономике
Протекционизм вредит абсолютно всем. Американская ассоциация Solar Industries заявляет, что 30-процентный тариф на китайские солнечные панели может поставить под угрозу 40 тысяч рабочих мест. Более того, Китай ответил введением антидемпинговых мер против американских гигантов общепита. Риск эскалации торговых споров по принципу «зуб за зуб» грозит привести к всеобщему экономическому спаду в Соединенных Штатах, Китае и во всем мире.
Большинство стран мира, включая ближайших союзников Соединенных Штатов, не воспринимают Китай и Россию в качестве источников угрозы. Австралийский премьер-министр и его министр иностранных дел заявляют, что Китай и Россия никогда не представляли угрозы для их страны. Филиппины и Вьетнам предпочитают вести переговоры с Китаем для урегулирования территориальных споров и согласования свода правил поведения в Южно-Китайском море. Япония и Индия направляют в этом году своих министров иностранных дел в Китай с целью улучшения двусторонних отношений.
Антикитайский крестовый поход США, с целью заклеймить Китай как имперскую державу, посягающую на владычество в Латинской Америке и Африке, совершенно бесполезная акция. Не существует ни одного свидетельства китайского неоколониализма. Напротив, страны Латинской Америки и Африки воспринимают китайские инвестиции и торговое сотрудничество как важные факторы, способствующие их экономическому благополучию.
Президент государства Шри-Ланка Майтрипала Сирисена был одним из наиболее жестких критиков китайских инвестиций в экономику страны во время президентства своего предшественника Махинды Раджапакса. Однако, вступив на президентский пост, Сирисена предложил китайской компании модернизировать и взять на себя управление крупным портом Хамбантота.
Европа позитивно воспринимает инициативы Китая
Великобритания, Франция, Нидерланды и другие страны Западной Европы все чаще нуждаются в Китае по экономическим соображениям. Президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Британии Тереза Мэй и король Нидерландов Виллем-Александр выразили недавно свою заинтересованность в участии в китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП).
Дональд Трамп, как и его предшественники, возможно, обнаружил, что сбалансировать интересы богатого меньшинства и остального населения страны не так просто, как ему раньше казалось. Легче сказать, чем сделать. Государственный секретарь Рекс Тиллерсон пригласил китайского государственного советника Ян Цзечи посетить США, чтобы успокоить китайские опасения по поводу новой Стратегии национальной безопасности, требующей колоссального наращивания военных расходов США.
Соединенные Штаты осознают ужасные последствия торговой войны с Китаем, а также военного столкновения с Россией. Это заставляет Трампа и Тиллерсона провозглашать, что американо-китайские отношения являются для Вашингтона главным приоритетом, и что Америка будет придерживаться политики «Одного Китая», суть которой в том, что Вашингтон не будет иметь дел с Тайванем. Короче говоря, обе стороны, по всей вероятности, сохранят свои прежние отношения партнеров-соперников.