Россияне продолжают страдать «скидкозависимостью»

Россияне сохранили покупательские привычки, которые помогли им пережить период наибольшего в этом веке экономического спада, пока экономика России переходит из стадии восстановления в стагнацию.

Black Friday in the Vegas shopping mall in Moscow, Russia, November 24, 2017.

Прогнозы на будущее можно строить на основе потребительского спроса, на который приходится более половины экономики крупнейшего в мире энергетического экспортёра. Этот показатель растёт медленно, а покупатели продолжают выискивать скидки, хотя зарплаты постепенно повышаются. Специалисты «Сбербанка» провели опрос среди российских покупателей, в результате которого выяснилось, что в четвёртом квартале «скидкозависимостью» страдали 60 процентов россиян, а в предыдущем квартале их было немногим больше.

Старший аналитик БКС Марат Ибрагимов заявил, что во времена кризиса подобные промо-акции казались простым способом привлечь покупателей. По его словам, россияне не преминули возможностью воспользоваться скидками, и сегодня сформировалась категория покупателей, готовых приобретать товары только по сниженной цене. Торговые сети пали жертвой «лёгкого пути».

Охотники за скидками. Уровень доходов не меняется, и россияне отказываются приобретать товары без скидок. Рост объёма розничной торговли в процентах по годам
ScreenHunter_1124 Feb. 24 21.17

Из-за потребительской неудовлетворённости владельцы магазинов вынуждены искать баланс между получением прибыли и привлечением покупателей с помощью заманчивых скидочных предложений. Вторая по величине в России сеть магазинов «Магнит» за счёт скидок продаёт 80 процентов товаров бытовой химии и приблизительно такое же количество спиртных напитков наподобие текилы и виски. Представители конкурирующей компании «Лента» отмечают, что россияне крайне чувствительны к ценам и очень зависят от скидочных предложений.

Люди предпочитают экономить, хотя зарплаты растут на протяжении полутора лет, а инфляция остаётся на рекордно низком уровне. Главная причина в том, что реальный доход за вычетом налогов неизменно продолжает снижаться с конца 2014 года. Лишь благодаря бухгалтерским уловкам в январе наблюдался околонулевой рост этого показателя.

По информации Bloomberg, в этом году рост валового внутреннего продукта (ВВП) окажется меньше, чем прогнозировалось ранее, и составит 1,8 процента после неутешительных 1,5 процента в 2017 году. Специалисты Международного валютного фонда полагают, что темпы роста российского ВВП окажутся почти вполовину меньше мировых показателей.

В январе ООО «инФОМ» по заказу Центрального банка РФ провело опрос, и почти две трети россиян сообщило, что их финансовое положение за последние 12 месяцев не изменилось. Практически половина опрошенных не ждёт значительных изменений в будущем году. Согласно опросу «Левада-Центра», 59 процентов респондентов считают, что для российской экономики следующий год будет «непростым».

До президентских выборов остаётся менее месяца, и мрачный настрой покупателей – это тревожный знак для Владимира Путина, который уже объявил о повышении минимального размера оплаты труда. Объём розничной торговли увеличивался на протяжении 10 месяцев, но в январе рост замедлился, и темп годового роста составил менее 3 процентов.

Скидки на товары столь велики, что российские торговые сети называют происходящее «полочной дефляцией». В прошлом месяце генеральный директор сети «Лента» Ян Дюннинг рассказал, что скидки начали сокращаться лишь с октября.

В связи с этим лёгкая промышленность сегодня приносит меньший относительно докризисного периода доход (кризис в России наступил почти четыре года назад). Показатель EBITDA сети «Магнит» в 2017 году сократился до 8 процентов, хотя тремя годами ранее он составлял 11 процентов. Согласно отчётам, этот показатель компании X5 Retail Group (крупнейшая торговая сеть в России) сегодня оказался меньше, чем в 2014 году.

В ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. Потребительская уверенность с каждым кварталом 2016 года укреплялась, но в последние 3 месяца 2017 года оставалась неизменной.

Аналитики Высшей школы экономики в отчёте указали, что потребительская уверенность растёт, восстанавливаясь после спада, который начался в конце 2014 года. По их данным, для достижения высоких показателей потребительской активности может понадобиться длительное время.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (Голосов нет)
Loading...Loading...




Добавить комментарий