Россияне продолжают страдать «скидкозависимостью»

Россияне сохранили покупательские привычки, которые помогли им пережить период наибольшего в этом веке экономического спада, пока экономика России переходит из стадии восстановления в стагнацию.

Black Friday in the Vegas shopping mall in Moscow, Russia, November 24, 2017.

Прогнозы на будущее можно строить на основе потребительского спроса, на который приходится более половины экономики крупнейшего в мире энергетического экспортёра. Этот показатель растёт медленно, а покупатели продолжают выискивать скидки, хотя зарплаты постепенно повышаются. Специалисты «Сбербанка» провели опрос среди российских покупателей, в результате которого выяснилось, что в четвёртом квартале «скидкозависимостью» страдали 60 процентов россиян, а в предыдущем квартале их было немногим больше.

Старший аналитик БКС Марат Ибрагимов заявил, что во времена кризиса подобные промо-акции казались простым способом привлечь покупателей. По его словам, россияне не преминули возможностью воспользоваться скидками, и сегодня сформировалась категория покупателей, готовых приобретать товары только по сниженной цене. Торговые сети пали жертвой «лёгкого пути».

Охотники за скидками. Уровень доходов не меняется, и россияне отказываются приобретать товары без скидок. Рост объёма розничной торговли в процентах по годам
ScreenHunter_1124 Feb. 24 21.17

Из-за потребительской неудовлетворённости владельцы магазинов вынуждены искать баланс между получением прибыли и привлечением покупателей с помощью заманчивых скидочных предложений. Вторая по величине в России сеть магазинов «Магнит» за счёт скидок продаёт 80 процентов товаров бытовой химии и приблизительно такое же количество спиртных напитков наподобие текилы и виски. Представители конкурирующей компании «Лента» отмечают, что россияне крайне чувствительны к ценам и очень зависят от скидочных предложений.

Люди предпочитают экономить, хотя зарплаты растут на протяжении полутора лет, а инфляция остаётся на рекордно низком уровне. Главная причина в том, что реальный доход за вычетом налогов неизменно продолжает снижаться с конца 2014 года. Лишь благодаря бухгалтерским уловкам в январе наблюдался околонулевой рост этого показателя.

По информации Bloomberg, в этом году рост валового внутреннего продукта (ВВП) окажется меньше, чем прогнозировалось ранее, и составит 1,8 процента после неутешительных 1,5 процента в 2017 году. Специалисты Международного валютного фонда полагают, что темпы роста российского ВВП окажутся почти вполовину меньше мировых показателей.

В январе ООО «инФОМ» по заказу Центрального банка РФ провело опрос, и почти две трети россиян сообщило, что их финансовое положение за последние 12 месяцев не изменилось. Практически половина опрошенных не ждёт значительных изменений в будущем году. Согласно опросу «Левада-Центра», 59 процентов респондентов считают, что для российской экономики следующий год будет «непростым».

До президентских выборов остаётся менее месяца, и мрачный настрой покупателей – это тревожный знак для Владимира Путина, который уже объявил о повышении минимального размера оплаты труда. Объём розничной торговли увеличивался на протяжении 10 месяцев, но в январе рост замедлился, и темп годового роста составил менее 3 процентов.

Скидки на товары столь велики, что российские торговые сети называют происходящее «полочной дефляцией». В прошлом месяце генеральный директор сети «Лента» Ян Дюннинг рассказал, что скидки начали сокращаться лишь с октября.

В связи с этим лёгкая промышленность сегодня приносит меньший относительно докризисного периода доход (кризис в России наступил почти четыре года назад). Показатель EBITDA сети «Магнит» в 2017 году сократился до 8 процентов, хотя тремя годами ранее он составлял 11 процентов. Согласно отчётам, этот показатель компании X5 Retail Group (крупнейшая торговая сеть в России) сегодня оказался меньше, чем в 2014 году.

В ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. Потребительская уверенность с каждым кварталом 2016 года укреплялась, но в последние 3 месяца 2017 года оставалась неизменной.

Аналитики Высшей школы экономики в отчёте указали, что потребительская уверенность растёт, восстанавливаясь после спада, который начался в конце 2014 года. По их данным, для достижения высоких показателей потребительской активности может понадобиться длительное время.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0