Если еще не так давно у фирмы был единственный способ управлять сотрудниками – привлекать их в свой штат, – то современные инструменты кадрового менеджмента открывают перед работодателями достаточно широкие перспективы. Среди самых распространенных методов оптимизации политики управления наемными работниками особенно стоит выделить аутстаффинг и аутсорсинг.
В чем недостатки привлечения персонала в свой штат
Сама необходимость поиска оптимального способа кадрового менеджмента возникает в связи с теми трудностями, которые появляются перед работодателем при найме специалистов. Ведь каждая фирма обязана:
● заниматься выплатой заработной платы, больничных, отпускных, премий и т д. И дело тут не только в фонде оплаты труда. Правильно все рассчитать – достаточно трудно, для этого необходимо привлечь специального бухгалтера (или их штат). Но даже такой специалист может ошибиться. Каждая неточность в этом сегменте может привести к судебным искам или штрафным санкциям;
● заводить личное дело на каждого сотрудника. Кадровое делопроизводство – это не просто составление личной папки на всех работников. Для того чтобы выполнить все в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, необходимо постоянно следить за изменениями в законодательстве, составлять отчеты и подавать их в соответствующие органы, сотрудничать с государственными службами. Если дело касается привлечения иностранных рабочих, вся процедура еще более затрудняется.
Кроме того, при найме персонала есть еще и ряд рисков. Например, специалист может заболеть, уволиться, уйти в отпуск, получить травму. Любая из таких ситуаций приводит к задержкам в производственном процессе, а также финансовым издержкам.
Аутстаффинг и аутсорсинг помогут избежать этого. Но в чем же разница между ними?
Что такое аутстаффинг
Его определяют как вывод сотрудников за штат предприятия. Такая процедура позволяет переоформить специалиста или их группу на посредническую компанию. Все остальное же остается для заказчика неизменным. Согласно пунктам договора аутстаффинга, ваши бывшие сотрудники будут выполнять свои обязанности на тех же рабочих местах. Просто их работодателем выступает специализированное кадровое агентство.
Что предполагает услуга аутсорсинга персонала
Аутсорсинг – это передача бизнес обязанностей для посредника (в этом случае мы говорим о кадровом аутсорсинге). То есть все те функции, что связаны с поиском, наймом, оформлением и увольнением сотрудников, которыми занималась ваша фирма, теперь будет выполнять специализированный подрядчик. Такой договор можно составить как на передачу конкретной функции (например, расчета и выплаты заработной платы и налогов), так и на весь участок работ, связанных с персоналом.
Услуга аутсорсинга позволяет избавиться от необходимости заниматься теми второстепенными процессами, которые приносят для фирмы больше всего неудобств и финансовых издержек.
Что же выбрать для компании
Итак, с самими терминами понятно. Но какой же инструмент будет более эффективным для предприятия? Чтобы узнать это, необходимо подробно изучить каждую из сторон этого вопроса.
Уменьшение штатных сотрудников
Часто компании бывает нужно сократить собственный персонал (чтобы платить ЕН, соответствовать уставной документации и т. д.). Если вы хотите при этом сохранить производство на неизменном уровне, то тут поможет аутстаффинг. Вывести из штата можно любое количество сотрудников (если больше 10 % от общего персонала, необходимо согласие профсоюза). Некоторые зарубежные компании так и делают, оставляя лишь руководящее звено.
При аутсорсинге персонала число наемных рабочих тоже уменьшается (ведь нет смысла содержать кадровую службу). В то же время, для подрядчика можно передать любые другие вспомогательные бизнес-процессы, что позволит еще более сократить число сотрудников на фирме.
Финансовый аспект
С одной стороны, оба эти варианты предполагают определенную плату для посредника за его услуги. В то же время, поскольку некоторые обязанности передаются специальному агентству, можно освободить собственный штат. Отсутствие необходимости заниматься кадровым делопроизводством и бухгалтерскими расчетами приводит к тому, что освобождаются значительные финансовые ресурсы.
Кроме того, отпадают и риски, связанные с выплатой штрафных санкций, которые могут наложить налоговые, кадровые и миграционные проверки.
Качество услуг
Аутстаффинг предполагает, что сами процессы не изменятся. Поскольку фактически на фирме будут работать те же сотрудники, то это действительно так. Заказчик может осуществлять контроль, давать конкретные указания и т. д. В то же время, у принимающей фирмы нет возможности стимулировать работу (ведь нельзя применить штрафы и премии к внештатным рабочим). Этот вопрос поможет решить опытный посредник.
При аутсорсинге есть два нюанса:
● все работы выполняет специализированная фирма, так что она может сделать их быстрее и более качественно;
● услуги могут быть оказаны некачественно, и об этом заказчик узнает только в момент сдачи.
Опять же, проверенный контрагент с большим опытом – это гарантия хорошего результата. Кроме того, в контракте можно прописать ответственность сторон в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей.
Участие заказчика
При аутстаффинге принимающая фирма сама подбирает сотрудников, контролирует их работу, руководит процессом. Аутсорсинг же предполагает оказание услуг под ключ, так что менеджеры компании смогут сконцентрироваться на основной деятельности. Плюсы и минусы есть у каждого варианта.
Что имеем в результате
Если подбить итоги, то аутстаффинг будет более выгодным в том случае, если нужно сократить число наемных рабочих, при этом оставив весь производственный процесс таким же, как и раньше. Аутсорсинг же станет хорошим вариантом оптимизации неприбыльных вспомогательных функций на предприятии. Но, в любом случае, и аутстаффинг, и аутсорсинг позволят улучшить кадровую политику в вашей фирме.