Находясь с визитом в Болгарии, патриарх РПЦ Кирилл сказал, что он крайне огорчен попытками болгарского правительства выхолостить роль его страны во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, которая проложила путь к освобождению Болгарии после пяти столетий османского правления.
В субботу на прошлой неделе Болгария отметила 140-ю годовщину договора 1878 года в Сан-Стефано, который положил конец войне и провозгласил независимость Болгарии. Патриарх Кирилл и болгарский православный патриарх Неофит провели совместную службу у памятника, построенного в честь знаменитой битвы при Шипкинском перевале.
«Я был крайне огорчен тем фактом, что, согласно нынешней официальной риторике представителей болгарского государства, Польша, Литва и Финляндия сыграли почти такую же роль, как и Россия», – сказал патриарх Кирилл в воскресенье в завершение своего трехдневного визита в Болгарию.
Во время официальных торжеств президент Болгарии Румен Радев выразил наивысшее уважение и благодарность Патриарху Кириллу за участие в событии, сказав, что болгары чтут память о «каждом воине, независимо от национальности, который сражался в российской армии под знаменами императора Александра II и погиб за свободу Болгарии».
Кирилл похвалил доброжелательно настроенного в отношении России президента Радева за то, что он не допустил искажения «исторической правды», и призвал болгарские институты государства «сохранить правду, независимо от политического контекста».
Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов написал своим коллегам в Польше, Румынии, Черногории, Молдове и Украине, выразив благодарность за участие народов этих стран в освободительной войне. Аналогичную благодарность Борисов выразил также в ходе телефонных разговоров с президентами Финляндии и Сербии.
«Никакая политическая корректность не может оправдать ложную интерпретацию истории», – сказал патриарх Кирилл, добавив, что в войне участвовали российские полки, расквартированные в то время в Финляндии и Польше.
«Ни польский сейм (нижняя палата парламента страны), ни литовский сейм не приняли решения вступить в войну» – сказал глава влиятельной церкви, возродившейся после распада Советского Союза в 1991 году.
«Самая яркая страница моего визита связана с Шипкой – мы не видели там ни финских, ни польских флагов. Мы видели только флаги России и флаги Болгарии, а также … огромный энтузиазм болгарского народа».
Болгария уже давно представляет собой некую аномалию в Европе, будучи членом Европейского Союза и военного альянса НАТО, которая в то же время ощущает близкую связь с Россией.
Отношение болгарского государства к своим бывшим хозяевам коммунистической эпохи, резко контрастирует с отношением большинства стран бывшего советского блока, которые видят в Москве скорее оккупанта, чем друга.
Болгары, испытывающие историческую благодарность после того как Россия освободила их из-под власти Османской империи, разделяют с русскими схожий язык и алфавит кириллицу.
В отличие от Венгрии, Чехословакии или Польши, болгары не сталкивались с применением российской военной силы против их страны, и многие не испытывают глубокого возмущения действиями России.