Недавний газовый спор между Россией и Украиной вспыхнул как раз в то время, когда большая часть Европы была охвачена арктическим холодом и незадолго до скандала вокруг преступления в Солсбери, в котором Великобритания обвиняет Москву. Лондон утверждает, что бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь отравили по приказу Кремля боевым нервнопаралитическим газом, разработанным в России.
Российский газовый гигант «Газпром», на который приходится около трети европейского импорта природного газа, много лет использует украинскую газотранспортную систему для доставки газа европейским потребителям. В то время как институты Европейского Союза стремятся снизить зависимость от российского газа, сама Россия хочет избавиться от зависимости от украинского транзитного маршрута поставок газа в Евросоюз, за счет строительства трубопроводов в обход Украины.
Тем не менее, по словам представителей Украины, Россия будет нуждаться в украинских трубопроводах для поставки газа в Европу даже после 2019 года, когда истекает срок действия нынешнего соглашения о транзите. Об этом заявил в своем интервью агентству Bloomberg на прошлой неделе председатель совета директоров украинской национальной компании «Нафтогаз» Андрей Коболев.
«Газпром не сможет обойтись без украинской газотранспортной системы после 2019 года, поэтому им придется подписать с нами новый контракт», – сказал Коболев корреспонденту Bloomberg, отметив также, что Россия использует поставки газа для достижения своих геополитических целей.
«Россия абсолютно не готова отделять газ от политики. С их точки зрения, это одно и то же, и газ играет очень важную роль в осуществлении более широкой геополитической программы», – сказал Коболев.
Между газовыми компаниями России и Украины идут непрекращающиеся споры уже на протяжении более десяти лет, а после присоединения Крыма в 2014 году отношения между ними стали еще более натянутыми.
В конце февраля 2018 года Стокгольмский арбитражный суд вынес решение в пользу «Нафтогаза» в его споре с «Газпромом» по поводу расчетов за поставки газа, предписав российской компании выплатить «Нафтогазу» 2,56 миллиарда долларов США. «Газпром» обвинили в том, что он не предоставил Украине заранее согласованное количество природного газа в течение нескольких лет, а также не выплатил в полном объеме пошлины за транзит газа через Украину. После этого судебного решения «Нафтогаз» заявил, что ожидает оплаты. Со своей стороны, «Газпром» утверждает, что решение арбитражного суда является несправедливым и основано на применении двойных стандартов. Кроме того, российская компания заявила, что начинает процедуру прекращения транзитного контракта, а заодно и контракта на поставку газа Украине.
К концу этого месяца представители «Газпрома» и «Нафтогаза» встретятся для обсуждения разногласий, и основной темой дискуссии будет транзитная сделка и платежи в соответствии с решением арбитражного суда.
По данным лондонской консалтинговой компании Energy Aspects, «Газпром» не в состоянии полностью заменить объем транзита через Украину за счет других маршрутов, даже если начнется строительство газопровода «Северный поток-2» в Германию, а следовательно заявление российской компании о планах прекращения договора о транзите, вероятнее всего, является лишь инструментом давления в переговорах.
«Таким образом, угрозу разорвать транзитные контракты следует рассматривать как попытку получить дополнительные рычаги для заключения более выгодной транзитной сделки», – говорится в аналитической записке Energy Aspects, опубликованной на прошлой неделе.
В то время как Россия и Украина ведут спор по поводу транзитного договора, «Газпром» увеличил поставки газа в Европу до рекордного уровня, воспользовавшись аномально холодной погодой в конце февраля и начале марта.
Российский газовый гигант стремится построить газопровод «Северный поток-2» с целью удвоить мощность существующего «Северного потока» между Россией и Германией, проложенного по дну Балтийского моря. Этот проект призван увеличить объем поставок газа в обход Украины, но ЕС, особенно Польша и страны Балтии, а также законодатели США выступают против него, поскольку, по их мнению, это приведет к дальнейшему увеличению зависимости Европы от российского газа.
На прошлой неделе группа американских сенаторов от обеих партий направила письмо министру финансов США Стивену Мнучину и заместителю госсекретаря США Джону Салливану, в котором они призывают администрацию США «использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства для предотвращения строительства этого трубопровода».
«Северный поток-2», который повторяет маршрут действующего трубопровода из России в Германию через Балтийское море, сделает американских союзников и партнеров в Европе более уязвимыми перед принуждением и негативным влиянием со стороны Москвы. Этот трубопровод станет шагом назад в диверсификации источников энергии, поставщиков и маршрутов поставки», – пишут сенаторы.
Комитет по энергетике Европейского парламента в свою очередь утвердил в прошлую среду проект поправок к правилам ЕС, в соответствии с которым все газопроводы из третьих стран, ведущие в Евросоюз, должны полностью соответствовать правилам газового рынка на территории ЕС, включая «Северный поток-2», который был специально упомянут в пресс-релизе. Правила газового рынка ЕС включают доступ третьих стран, требования к прозрачности, справедливое ценообразование и надлежащее разделение цепочки поставок от добычи до распределения газа, в то время как «Северный поток-2» отнюдь не соответствует этим требованиям.
«Слишком часто поставки газа использовались в качестве политического оружия. Мы не можем «разоружить» грязные намерения других, но мы можем вооружиться полной юридической ясностью и последовательностью существующего законодательства», – сказал Ежи Бузек, польский политик, член Европейского парламента и председатель Комитета по энергетике.
Пока трудно сказать наверняка, как Евросоюз поступит с проектом «Северный поток-2», поскольку Германия, главный бенефициарий проекта, не имеет ничего против его реализации. Но недавний газовый конфликт между Россией и Украиной, как и все их предыдущие споры – это не просто двусторонние разногласия о транзитных пошлинах, а отражение геополитического противостояния между Востоком и Западом.