Исторически формировавшаяся как сухопутная держава, Советский Союз на протяжении большей части своей истории сопротивлялся идее создания крупной морской авианосной группировки, в конечном итоге остановившись на серии гибридных авианосцев. Большие планы по постройке таких кораблей сгинули вместе с распадом страны, но Россия унаследовала один авианесущий корабль, который сегодня остается в строю.
Хотя многие из проблем, которые погубили военно-морские авиационные проекты Советского Союза, остаются сегодня, российский флот тем не менее использует этот корабль для демонстрации своей военно-морской мощи.
История российской корабельной авиации
Советский Союз предпринял ряд усилий по разработке авианосцев, но нехватка ресурсов в сочетании с географическими особенностями, которые определяли важность сухопутных сил, сделала невозможными серьезные инвестиции.
Во время холодной войны первым успехом в этом направлении были вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», предназначенные главным образом для борьбы с подводными лодками. Эти корабли, неуклюжие на вид, имели водоизмещение 17 000 тонн, развивали скорость около 30 узлов, и каждый мог нести 18 вертолетов.
«Москва» вступила в строй в 1967 году, а «Ленинград» в 1969 году.
«Москву» сменили корабли проекта «Киев», гораздо больше похожие на авианосцы. Четыре корабля, водоизмещением 45 000 тонн каждый, были построены по несколько иному проекту. Они могли развивать ход 32 узла и несли смешанную авиационную группу примерно из 30 вертолетов и истребителей Як-38 с вертикальным взлетом.
Все эти корабли были списаны в конце холодной войны. «Москва» и один из кораблей проекта «Киев» пошли на иголки, два корабля стали музеями в Китае, и один был реконструирован и продан Индии как INS Vikramaditya. В 1980-х годах Советский Союз заложил первые два настоящих авианосца, но только один успели построить до развала страны.
В настоящий момент единственным авианесущим кораблем России является «Адмирал Кузнецов».
Корабль водоизмещением 60 000 тонн, с трамплином для взлета авиации, имеет скорость 30 узлов и может нести около 40 вертолетов и палубных истребителей. «Кузнецов» был введен в эксплуатацию в 1990 году – его незавершенный собрат той же серии был выкуплен Китаем и в конечном итоге стал «Ляонином».
Помимо вертолетов, на «Кузнецове» базируются истребители МиГ-29К и Су-33. Как и предыдущие российские авианесущие корабли, «Кузнецов» имеет более мощное ракетное вооружение, чем большинство западных кораблей.
«Адмирал Кузнецов» совершил несколько дальних походов, но самым известным стала боевая служба в 2016 году у сирийских берегов. После широко освещавшегося в СМИ перехода в Средиземное море «Кузнецов» в течение двух месяцев решал там боевые задачи. Операция не имела реального эффекта с военной точки зрения, скорее, вызвала больше шумихи в прессе. «Кузнецов» потерял из-за аварий два самолета — один МиГ-29К и один Су-33. В настоящее время проводится модернизация корабля.
Для обеспечения поддержки «Кузнецова» Россия попыталась купить два французских универсальных десантных корабля, но присоединение Крыма вынудило Францию отменить сделку. Эти корабли могли бы служить амфибийными платформами с противолодочными возможностями, но кроме этого российский флот мог приобрести опыт эксплуатации крупных и технологически совершенных кораблей.
Подпись к изображению: Су-33 взлетает с палубы «Адмирала Кузнецова»
У России уникальные географические особенности: четыре флота действуюют с разных сторон, практически не обеспечивая взаимную поддержку.
В советское время авианесущие корабли поддерживали развертывание подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами, обеспечивая противовоздушную и противолодочную оборону в районах их боевого патрулирования. Для решения этих задач ударные возможности этих кораблей стали уступать место оборонительным вооружениям.
Впоследствии российский флот использовал «Адмирала Кузнецова» как средство демонстрации флага. Наряду с атомным крейсером «Петр Великий» и несколькими другими кораблями «Кузнецов» является демонстрацией российской военно-морской мощи, заставляя другие страны учитывать российские интересы.
Как показал опыт Сирии, в будущем Россия может сосредоточиться на развитии ударных возможностей, чтобы иметь больше возможностей проецировать силу.
Будущее
Российские военные стратеги часто используют новые проекты как средство получения ресурсов и для укрепления престижа, а не как часть плана реального военного строительства. Как-то тогдашний президент Дмитрий Медведев предположил, что к 2025 году у России будет шесть авианосцев. Очевидно, что этого не произойдет.
Но в планах есть проект атомного суперавианосца 23000E «Шторм», водоизмещением 1000 000 тонн, который планируют оснастить катапультой и множеством других современных технологий. Предполагается, что он будет нести истребители МиГ-29К, хотя возраст этого самолета говорит о необходимости его замены.
Однако способность России строить такие корабли в нынешних условиях находится под большим вопросом.
Вывод
Потенциал корабельной авиации ВМФ России достаточно слаб. «Кузнецов» устарел и находится в плохом состоянии, и пока не планируется строительства ни одного авианосца. Российскому надводному флоту не было уделено много внимания в последних планах модернизации вооруженных сил, и с тех пор российская судостроительная промышленность так не построила ни одного военного корабля, по размерам и сложности соизмеримого с «Кузнецовым».
Тем не менее, Кремль, похоже, рассматривает авианосцы как важный вклад в обеспечение авторитета державы.
Российский флот предпринял неимоверные усилия, чтобы отправить «Кузнецова» в Сирию, и, несмотря на некоторые связанные с этим недоразумения, тот теперь проходит полную модернизацию. Если Кремль решит, что ему нужны авианосцы, чтобы не отставать от Франции, Великобритании, Китая, ему нужно будет начать серьезно рассматривать вопрос о том, как построить или где приобрести такой корабль.
Не исключено, что в будущем Москва может рассмотреть возможность постройки корабля на китайских верфях. В противном случае России необходимо будет определиться в ближайшее время со сроками строительства собственными силами.