Почему у России нет своего лобби в Соединенных Штатах

Мифический союз российских хакеров и интернет-троллей стал настоящим кошмаром для Америки и привел ее в состояние глубокой паранойи. Однако, влияние России в Соединенных Штатах является мифом, а российского лобби вообще не существует. Это подтверждается, по крайней мере, нынешними судорожными попытками российских бизнесменов достучаться до Вашингтона в связи с угрозой попасть под американские санкции.

Подпись к изображению: Если судить по американским СМИ, создается впечатление, что ни одна страна в мире не оказывает такого влияния на сегодняшние события, как Россия

Возможно, это непопулярный подход, но Россия должна начать оказывать конструктивное влияние на политику США ради стабильности и предсказуемости российско-американских отношений. Москва должна стремиться к постоянному участию в обсуждениях американской внешней политики, чтобы сформировать атмосферу здравого смысла при обсуждении вопросов, связанных с Россией. Такая задача пока не поставлена, несмотря на солидный список российских организаций, работающих на основании экспертных и гуманитарных контрактов.

В результате в Америке отсутствует респектабельный голос России, голос уважаемых и признанных профессионалов в области внешнеполитической дискуссии в США. Публикации Дмитрия Тренина или Федора Лукьянова – редкие примеры усилий в этом направлении. Публикации других российских авторов в американской аналитической прессе представляют собой единичные случаи. Российские ораторы почти никогда не выступают на слушаниях в американском Конгрессе, а те немногие, кто выступал, в основном были критиками российского правительства.

Можно возражать против такого подхода, и заявлять, что Соединенные Штаты никогда не пойдут на это, не захотят слушать Россию, и никогда не будут прислушиваться к ее мнению. В действительности, американцы всегда игнорируют слабые аргументы и откровенную пропаганду. У них сложилась традиция недоверия к собственному правительству. Тем не менее, здравые аргументы всегда найдут аудиторию, а те, кто усомнится, будут задавать свои вопросы. Даже если переубедить нынешнюю администрацию невозможно, это может посеять определенные сомнения среди экспертов, тем самым осложнив и снизив вероятность принятия безответственных и необдуманных решений.

Очевидно, что в США существует спрос на беспристрастное мнение русскоговорящих жителей страны, но это должен быть конструктивный голос, который раскрывал бы мотивы тех или иных действий России, без горьких упреков, с опорой на эмпатию и здравый смысл. Однако, сколько человек в России способны сегодня убедительно высказаться по критически важным и наиболее острым проблемам на приемлемом английском языке, с достаточной компетентностью и пониманием американского менталитета? В этой области уже были достигнуты определенные успехи, например, статья президента Владимира Путина в New York Times под названием «Россия призывает к осторожности», где изложены аргументы против начала нападения на Сирию в 2013 году. Впрочем, подобные статьи крайне редки и не оказывают заметного влияния на общую картину.

Новым форматом российско-американских отношений стала конфронтация. По-видимому, это новое системное состояние будет сохраняться в обозримом будущем. Но даже в этих условиях не имеет смысла предоставлять американским СМИ полный контроль над формированием имиджа России. Пресса не обладает развитым воображением, поэтому она будет использовать некую общую метафору, самого президента Путина или российского философа Александра Дугина. Образ Путина отвечает опасениям американского народа, воспринимающего Россию как страну, исповедующую идеи экспансионизма и ведущую некие тайные манипуляции. Что касается Дугина, он воспринимается в Америке как своего рода новый Григорий Распутин, который влияет на ход событий в Москве с помощью тайных знаний. Вторая распространенная метафора – это образ «подлинной России», которая «возвращается в свое прежнее состояние». Чаще всего он персонифицируется в образе какого-то Павлика Морозова, который доносит на собственного отца по идеологическим мотивам. Разумеется, ни один из этих образов не соответствует действительности. Однако, почему не предпринимаются экстренные меры, чтобы прояснить ситуацию?

Формирование российского лобби в США – это прежде всего интеллектуальная проблема. Российская элита не может поверить в то, что в американской политике имеет место внутренняя конкуренция, что ее результат не предопределен заранее, что в стране постоянно происходит реальная внешнеполитическая дискуссия, и что полемика в обществе, прессе и Конгрессе не являются всего лишь хорошо организованным представлением для публики. Многие удивляются тому, что даже американское правительство постоянно пытается в чем-то убедить прессу. Так, например, прежде чем принять непопулярные решения, администрация Джорджа Буша-младшего мобилизовала свой кабинет, чтобы убедить общественное мнение и Конгресс в необходимости вторжения в Ирак. Что касается президентства Дональда Трампа, это вообще одна сплошная медиа-кампания.

Во-вторых, Россия не считает, что идеология является ключевым мотивом действий Соединенных Штатов. Постсоветские россияне утратили всякую веру в идеологию, тогда как американцы, напротив, в большинстве своем искренне верят в ее эффективность.

В-третьих, российская элита считает, что создание лобби стало бы нарушением суверенитета США. Поскольку Россия не желает, чтобы американцы лоббировали свои идеи в российском парламенте, она не должна делать того же в США. Одной из причин такого восприятия является то, что в отличие от своих европейских, турецких, израильских или китайских коллег, российская элита не училась в США, не имеет там хорошо налаженных контактов и доступа к американскому истеблишменту.

Другими словами, необходимо создавать филиал российского аналитического центра в Вашингтоне или исследовательский институт для постоянного участия в американской внешнеполитической дискуссии. Этот центр должен публиковать собственные колонки в ведущих американских СМИ, организовывать выступления в университетах и аналитических центрах, посещать светские события в столице, контактировать с политически активными кругами Америки, консультировать редакции ведущих СМИ и отвечать на неформальные вопросы комиссий Конгресса и органов исполнительной власти. Важно, чтобы этот центр был легализован в полном соответствии с законодательством США, и чтобы любые контакты с российскими аналитиками не воспринимались как компрометирующие связи.

Организация такого центра не станет чрезмерно тяжелым финансовым бременем, но может значительно уменьшить ущерб, который наносят российской экономике санкции. Американцы занимаются охотой на ведьм, потому что боятся тайного российского влияния как недостойного и преследующего эгоистические цели. В сложившихся обстоятельствах совершенно необходимо развеять тайну и сделать очевидным присутствие и влияние России в Соединенных Штатах. Появление респектабельной и спокойной России в противовес саркастической, осуждающей и непримиримой России, может улучшить восприятие страны, как в самой Америке, так и в остальном мире. Даже союзники России часто ориентируются на имидж Москвы в ведущих американских СМИ. Поэтому России давно пора самой заняться формированием своего имиджа.

 

 

 

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0