Чёрный рынок даёт работу половине населения Земли

Источник перевод для mixednews – molten

16.12.2011

В своей новой книге «Народные хитрости: глобальный рост теневой экономики», журналист Роберт Нойвирт указывает, что малый, незаконный, и не платящий налогов бизнес в целом составляет оборот в десяток триллионов долларов, и даёт работу половине рабочей силы мира. Кроме того, по его словам, эти предприятия являются критическими источниками предпринимательства, инноваций и самодостаточности. И во время международных спадов мировые серые и чёрные рынки растут, добавляя рабочие места, увеличивая продажи, и улучшая жизнь сотен миллионов людей. Мы спросили его, как такой малый бизнес превратился в такой большой.

Wired: Конечно, люди, которые зарабатывают себе на жизнь с помощью такой незаконной уличной торговли, наверняка не считают себя преступниками.

Нойвирт: Вовсе нет. Они видят себя как поддержку для семьи, предоставляют рабочие места, и могут позволить отправить своих детей в школу — всё без помощи государственных или других оказывающих поддержку структур.

Wired: И эта система растёт?

Нойвирт: Совершенно верно. В большинстве развивающихся стран это единственная часть экономики, которая растёт. Она растёт ежегодно в течение последних 20 лет, тогда как легальная экономика в некотором роде в стагнации.

Wired: Почему?

Нойвирт: Потому что она основана исключительно на предпринимательстве без ограничений. Законопослушным компаниям в развивающихся странах часто приходится пробираться через всевозможную волокиту и коррупцию. Это так же экономка, базирующаяся на предоставлении людям тех товаров, которые массы людей в официальной экономике из-за обусловленных маржой высоких цен не могут себе позволить. Она растёт просто потому, что люди продолжают потреблять — им надо что-то есть и во что-то одеваться. И она не зависит от глобальных спадов и подъёмов.

Wired: Почему это должно нас волновать?

Нойвирт: Половина всех рабочих мира являются частью такой теневой системы. К 2020 году их число будет составлять две трети. Так что мы говорим о большинстве населения планеты. Это должно нас волновать даже чисто из прагматических соображений.

Wired: Вы много говорите о товарах, которые продаются через крошечные киоски, уличные и маленькие неофициальные барахолки. Откуда все эти товары берутся?

Нойвирт: Самый большой поток товаров идёт из Китая. Ни для кого не секрет, что Китай является производственным двигателем планеты. Во многих смыслах, они бо́льшие капиталисты чем мы. Если кто-то хочет что-то сделать, даже если у него нет на это лицензии, китайская фабрика ему это сделает. Кроме того, с Китаем легко работать. Вы можете отправиться в любое местное консульство, и получить туристическую визу в течение пары часов. Так что, например, африканские импортёры отправляются в Китай, где размещают заказы на товары, которые они потом продают в Африке.

Wired: Но ведь это не только китайские производители, верно? В своей книге вы пишете о том, как сильно международные корпорации хотят внедрить свои товары на теневые рынки.

Нойвирт: Конечно. Procter & Gamble, Unilever, Colgate-Palmolive:  в развивающихся странах через маленькие незарегистрированные магазины они продают много своих продуктов. И они хотят иметь свои продукты в этих магазинах, потому что там доходы, там весь клиент.

Wired: Как это работает?

Нойвирт: В основном, они нанимают посредников. Procter & Gamble, например, понял, что хотя Walmart и является его крупнейшим клиентом, вся теневая система торговли в целом составляет бо́льший рынок. Так что Procter & Gamble решил внедрить свои продукты в такие магазины. В каждой стране P&G нанимает местного дистрибьютера, а иногда даже многоструктурную систему местных дистрибьютеров, и направляет продукцию официальной, белой и платящей налоги компании, к компании, которая готова работать с незарегистрированными продавцами, которые на платят налогов. Сегодня в целом такие рынки составляют самый большой процент от общемировых продаж P&G.

Wired: Вы пишете, что есть даже производители сугубо уличных брендов.

Нойвирт: Совершенно верно. Хорошим примером является UAC Foods, которая базируется в Нигерии, но активна по всей Западной Африке и торгуется на Нигерийской фондовой бирже. Это совершенно официальная компания, которая изначально была зарегистрирована британцами более 100 лет назад. UAC Foods принадлежат отели и рестораны, но так же у них есть продукт под названием «Гала-сосиска в рулете». Вы никогда не найдёте этот продукт в обычном магазине. Он продается только нелицензированными придорожными лоточниками и в придорожных киосках. Но сосиски пользуются спросом там, где люди в дороге, и им нужно перекусить на обочине или в пробке. Так что UAC распространяет этот свой бренд через легионы неофициальных торговцев на улицах всех африканских городов. Для UAC они являются каналом распространения этого продукта.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий