НОВАТЭК поставила 2 миллиона тонн газа с «Ямал СПГ» и продвигает новый проект «Арктик СПГ-2»

В 2018 году освоение арктических ресурсов в России и поставки по Северному морскому пути (СМП) должны выйти на новый уровень по мере того, как газовая компания НОВАТЭК – оператор «Ямал СПГ» – повышает производительность предприятия, опережая сроки. Компания также заявила, что с момента старта производства в декабре 2017 года ей удалось поставить два миллиона тонн сжиженного природного газа (СПГ). НОВАТЭК без государственной помощи продвинулась в разработке нового проекта «Арктик СПГ-2» и перевалочного терминала на Камчатке.

Подпись к изображению: Завод Новатэка «Ямал СПГ» в северо-восточной части полуострова Ямал

Развитие Северного морского пути остаётся важной задачей для России. Владимир Путин в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» призвал к 2024 году увеличить грузопоток СМП до 80 миллионов тонн. Это достаточно резкое увеличение даже с учётом самых оптимистичных прогнозов, согласно которым подобных показателей следует ожидать не ранее 2030 года, однако при увеличении экспорта СПГ и угля по СМП грузопоток, вероятно, будет быстро расти.

«Россия планирует увеличить грузопоток СМП, чтобы добиться геополитических целей в качестве арктической державы и доказать Западу, что Россия способна осваивать энергоресурсы Арктики, даже будучи под действием западных санкций», – полагает сотрудница Университета Массачусетса в Бостоне Надежда Филимонова, которая занимается изучением политики и глобалистики.

НОВАТЭК продолжает осваивать Арктику

Недавно компания НОВАТЭК объявила о завершении постройки всех четырёх производственных линий «Ямал СПГ» с опережением сроков. Вторая производственная линия недавно прошла испытания, она будет запущена в сентябре 2018 года – на три месяца раньше, чем планировалось. Третья линия откроется в начале 2019 года (на девять месяцев раньше), а четвертая линия, на которой тестируется новая технология производства СПГ «Арктический каскад», откроется к концу 2019 года. Её постройка опережает расписание более чем на год.

С момента открытия в декабре 2017 года ледокольные танкеры для перевозки СПГ перевезли более 2 миллионов тонн сжиженного природного газа по СМП. НОВАТЭК объявила, что этот результат был достигнут спустя всего восемь недель после поставки первого миллиона тонн в начале марта. В целом, в 2018 году компания планирует поставить более 7 миллионов тонн.

Решения по «Арктик СПГ-2» на 2018 год

Тем временем НОВАТЭК продолжает развивать «Арктик СПГ-2» и перевалочный терминал на Камчатке, которые оцениваются в 10 и 1 миллиард долларов соответственно. Проектная документация и инвестиционные решения появятся в ноябре 2018 года. Желая обеспечить финансирование, компания ведёт переговоры с инвесторами в различных регионах – от Азии до Среднего Востока. Председатель правления НОВАТЭК Леонид Михельсон подтвердил, что сейчас в разгаре переговоры с японскими энергетическими компаниями.

Ожидается, что зарубежным инвесторам будет принадлежать 30-49 процентов совместного предприятия. Партнёры по «Ямал СПГ» – французская Total и китайская CNPC – также могут выступить в роли инвесторов нового проекта. Компания планирует запустить «Арктик СПГ-2» к 2023 году. Предприятие способно производить 19,8 миллиона тонн СПГ в год, и оно крупнее «Ямал СПГ» (16,5 миллиона тонн СПГ в год).

Без государственных субсидий

Заместитель председателя правления НОВАТЭК Марк Джетвей сообщил, что в отличие от создания «Ямал СПГ», при разработке новых проектов компания не обращается к государству за субсидиями. В НОВАТЭК подтверждают, что косвенная поддержка в виде помощи при постройке ледоколов, не утратит важности.

«На рынке СПГ Россия сталкивается с конкурентами в лице Австралии, Катара и США. Чтобы обеспечить конкурентоспособность, России необходимы особые финансовые условия, однако неизвестно, будет ли российское правительство вовлечено в развитие грядущих СПГ проектов, освобождая предприятие от уплаты налогов и оказывая политическую поддержку на высоком уровне для привлечения зарубежных партнёров», – считает Филимонова.

«Ямал СПГ» освобождён от уплаты налогов на 12 лет, размер прямых субсидий составил 150 миллиардов рублей. Кроме того, постройка порта Сабетта была частично профинансирована государством. Михельсон заявил, что в отличие от создания «Ямал СПГ», НОВАТЭК не будет привлекать к постройке «Арктик СПГ-2» фонды наподобие Фонда национального благосостояния России.

Как бы то ни было, компании выгодны косвенные субсидии: верфь в Мурманске, которая занимается постройкой модулей для «Арктик СПГ-2», освобождена от уплаты налогов в размере 6,3 миллиардов рублей.

Северный морской путь – основной приоритет России

Увеличение грузопотока СМП в последние десять лет стало главной национальной задачей России. Озвученная Путиным цифра в 80 миллионов тонн стала частью многочисленных позитивных прогнозов. Однако в России экспорт ресурсов из Арктики набирает обороты, и ранее недостижимые результаты могут стать реальностью. С учётом показателей проектов НОВАТЭК и предприятий «ВостокУголь» (к 2025 году планируется добывать 30 миллионов тонн угля) грузопоток способен достичь отметки в 70 миллионов тонн к середине следующего десятилетия.

В первом квартале 2018 года грузопоток увеличился вдвое – с 1,3 миллиона тонн до 2,5 миллиона тонн, что, в основном, связано с транспортировкой СПГ. В Федеральном агентстве морского и речного транспорта РФ полагают, что в 2018 году грузопоток достигнет уровня в 12-14 миллионов тонн. В 2017 году было перевезено 9,93 миллиона тонн грузов, а в 2016 – 7,48 миллиона тонн.

Увеличить грузопоток СМП призвана постройка нового глубоководного порта на Белом море в Карелии стоимостью в 16,7 миллиарда рублей. Дата реализации проекта не была названа.

Внутренняя борьба за влияние

Освоение арктических ресурсов в России не обходится без конфликтов, так как региональные и национальные организации ведут борьбу за влияние и ограниченную государственную поддержку. Российское правительство желает реорганизовать управление СМП, а конфликт между Министерством транспорта и Росатомфлотом обострился, что отразилось на безопасности навигации – на это указывает инцидент с участием танкера для перевозки СПГ «Борис Вилькицкий» предприятия «Ямал СПГ».

Филимонова заявляет, что борьба за право повлиять на будущее Арктики проходит и на региональном уровне. Российские города за пределами Арктики желают разместить у себя правительственные учреждения, которые занимаются проблемами региона. Вице-губернатор Санкт-Петербурга по Арктике предложил создать комитет по делам Арктики.

Подобное соперничество наблюдается между НОВАТЭК и «Газпромом», так как каждая из компаний желает приступить к освоению газовых месторождений. НОВАТЭК давно планирует нарушить монополию «Газпрома» и обрести контроль над месторождениями, которые сегодня разрабатывает национальный газовый гигант. «На настоящий момент российское правительство наделяет “Газпром” и “Роснефть” эксклюзивным правом на исследование и освоение ресурсов побережья Арктики», – добавляет Филимонова.

Конфликт интересов стал причиной, по которой правительство постановило, что только суда под российским флагом или построенные в России могут перевозить природные ресурсы по СМП. Это решение призвано укрепить российское судостроение и позволит не прибегать к помощи других стран (к примеру, Южной Кореи) при постройке кораблей.

Филимонова полагает: «В связи с этим возникают сомнения по поводу реализации проекта «Ямал СПГ» и способности России построить необходимое количество кораблей, которое обеспечит увеличение грузопотока СМП к 2024 году. Вероятно, появятся исключения из правил, так как НОВАТЭК осуществляет и планирует новые проекты».

 


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (Голосов нет)
Loading...Loading...




Комментарии запрещены.