В последние месяцы по обе стороны Атлантики ведется много разговоров о новой энергетической политике США и усилиях Вашингтона по захвату доли газового рынка Европы. Все это происходит на фоне провозглашенного президентом Дональдом Трампом курса на так называемую энергетическую независимость, в рамках которого США и несколько стран-членов Евросоюза пытаются «высвободить» Европу из геополитической зависимости от поставок российского природного газа.
Фактически, Трамп столь настойчиво требует, чтобы американский сжиженный газ стал основой энергетической безопасности, что несколько европейских стран, и в частности Германия, обвиняют президента США в энергетической геополитике, а точнее – в продвижении интересов американских производителей СПГ под прикрытием заботы об энергетической безопасности Европы.
Впрочем, теперь Трампу и американским экспортерам сжиженного газа будет еще труднее убеждать ключевых членов ЕС компенсировать чрезмерную зависимость от российского трубопроводного газа за счет американского СПГ.
Дело в том, что на прошлой неделе «Газпром», крупнейший в мире производитель газа, и Европейская Комиссия урегулировали, наконец, семилетний антимонопольный спор, после того как российский государственный энергетический гигант согласился изменить условия своей деятельности в Центральной и Восточной Европе.
По условиям сделки, которая была достигнута в четверг, «Газпрому» будет запрещено устанавливать ограничения в отношении того, как клиенты в Центральной и Восточной Европе могут использовать поставляемый им природный газ. Другими словами, Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия отныне освобождаются от запрета на экспорт газа в другие страны.
На протяжении многих лет эти страны стремились устранить проблемы ценообразования на российский газ. Теперь потребители в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше имеют право требовать цену, соответствующую той, по которой получают российский газ Германия и Нидерланды.
Новая сделка предусматривает механизм защиты прав европейских потребителей. Документ наделяет их правом обращаться с жалобами в арбитражный орган Европейского Союза, если «Газпром» не выполнит своих обязательств.
Победа России
Это событие означает победу «Газпрома», поскольку соглашение позволяет избежать штрафных санкций на миллиарды долларов, которые могли быть наложены Европейской комиссией. В то же время оно поможет российской компании еще более укрепить свои позиции на европейских газовых рынках.
Это также победа для России в целом, поскольку ей удалось отстоять позиции против нескольких крупных игроков, экспортирующих СПГ, особенно Катара и США, которые ведут борьбу за долю европейского газового рынка в ущерб интересам российских производителей. Еще до сделки с «Газпромом» американским экспортерам не удавалось захватить сколько-нибудь значительную часть рынка, отняв ее у России, в основном в силу факторов чистой энергетической экономики.
По данным американского информационного агентства S&P Platts Global, опубликованным 11 мая, американский СПГ по-прежнему остается «редким гостем» на европейских берегах. Это происходит, несмотря на низкий уровень запасов СПГ – особенно в северо-западных странах Европы – и высокие цены европейских хабов. С начала нынешнего года в Европу прибыли всего три груза с американским СПГ.
Проще говоря, российский трубопроводный газ обходится дешевле для конечных пользователей в ЕС, чем импортируемый сжиженный газ из-за издержек на сжижение и регазификацию, а также транспортировку, которые приходится включать в цену. Однако, в связи с тем, что американский сжиженный газ индексируется по ценам газораспределительного центра Henry Hub, он значительно дешевле, чем у других производителей СПГ, желающих проникнуть на европейский рынок, поскольку их цена определяется по другой формуле, в основе которой лежит цена на нефть.
Выводы Европейской Комиссии совпали по времени с активными мерами давления на ЕС со стороны Вашингтона, который пытается любой ценой добиться отказа от реализации проекта «Северный поток-2», российского газопровода, который может вступить в эксплуатацию уже в конце следующего года.
Трубопровод «Северный поток-2» уже более года является источником горячих споров, в которых на одной стороне выступают США и небольшое число европейских стран, включая Польшу, Украину, Литву и некоторые другие, а на другой – Россия и другие крупные европейские державы во главе с Германией.
Газопровод «Северный поток-2» имеет протяженность 1222 километра и проходит по дну Балтийского моря от российских газовых месторождений до Германии. Его ввод в эксплуатацию удвоит пропускную способность существующего газопровода «Северный поток-1», которая составляет 55 миллиардов кубических метров в год. Ожидается, что вторая линия газопровода начнет функционировать к концу 2019 года.
Бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил в январе, что этот газопровод «не является элементом инфраструктуры, способствующим энергетической стабильности Европы». Германия, в свою очередь, выступила с возражениями, так же, как и Россия, которая рискует наибольшими убытками, в случае если проект прокладки трубопровода не будет реализован.
Заместитель помощника госсекретаря по энергетической дипломатии Сандра Удкирк две недели назад заявила, что Соединенные Штаты обеспокоены, поскольку трубопровод может открыть для России возможности установить подводное оборудование для слежения в Балтийском море.