В минувшие выходные Владимир Путин обозначил завершение агрессивного периода российской дипломатии, договорившись с премьер-министром Японии Синдзо Абэ о возобновлении усилий, направленных на подписание долгожданного мирного договора и ускорение экономического сотрудничества. В течение недели президент России встретился с четырьмя из десяти лидеров ведущих стран мира, подчеркнув, что его ключевая цель после переизбрания – активизация дипломатических отношений во всем мире.
Спустя почти два десятилетия после того, как он впервые занял высший государственный пост, Путин восстановил геополитическое значение России, в том числе путем таких маневров, как присоединение Крыма и интервенция в Сирии. И эта политика, во всяком случае, до сих пор, служила укреплению его популярности в стране. Она помогла ему победить на выборах в нынешнем году и выиграть еще шесть лет власти.
Поразительно, но к концу своего нового президентского срока он будет находиться на вершине российского государства дольше, чем любой высший лидер страны, за исключением Иосифа Сталина. Это подчеркивает масштабы его популярности среди большинства российского населения, несмотря на значительную критику, с которой он сталкивается за рубежом.
Однако, популярность в собственной стране соседствует с все более холодными отношениями с лидерами многих ключевых стран, особенно на Западе. И сегодня, когда Путин вновь завоевал власть, по крайней мере, до 2024 года, важно понять, насколько большое значение он придает восстановлению этих отношений.
Первые признаки того, что он осознает необходимость удвоения дипломатических усилий, налицо. За последние десять дней Путин встретился не только с Абэ, но и с французским президентом Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Индии Нарендрой Моди. По мнению многих экспертов, имеются также явные признаки возобновления заинтересованности зарубежных лидеров во взаимодействии с Россией.
Хорошим примером может служить Санкт-Петербургский международный экономический форум на прошлой неделе, который стал самой крупной международной дискуссионной платформой с 2014 года, когда Россия была подвергнута санкциям из-за Крыма и Юго-Восточной Украины. Основными докладчиками на форуме были, помимо Макрона и Абэ, вице-председатель КНР Ван Цишань и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. По данным российских властей, в ходе события были подписаны 550 новых сделок на общую сумму около 38 миллиардов долларов.
Вопрос о восстановлении внешнеполитических связей России обладает особой остротой и важностью, когда речь идет о европейских странах. Это обусловлено несколькими годами санкций из-за Украины и Крыма, а также скандалами по поводу предполагаемого вмешательства Москвы в ряд выборов на Западе и недавнего покушения в Англии на жизнь бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочери, в котором Британия и многие другие страны обвиняли Москву. В этой связи, Путин встретился не только с Макроном, но и с Ангелой Меркель, чтобы попытаться, как сказал президент Франции, работать «рука об руку в один из самых сложных периодов нашей истории».
В то время как «музыкальное сопровождение» взаимоотношений между Россией и Европой все еще остается тревожным, появились некоторые признаки того, что может оказаться политическим окном возможностей для частичного восстановления разрушенных связей. Отчасти это связано с решением президента США Дональда Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном, против которого единым фронтом выступают Путин, Макрон, Меркель и другие европейские лидеры. Общие интересы в данном случае создают новую платформу для конструктивного взаимодействия между ними.
За пределами Европы, Путин также поддерживает тесные связи с ключевыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, от Китая до Индии и Японии. В минувшие выходные в ходе встреч с Синдзо Абэ Путин договорился с ним о возможности активизировать совместную экономическую деятельность на оспариваемых островах, расположенных к северу от самого северного японского острова Хоккайдо, которые были захвачены Советским Союзом в ходе второй мировой войны. Эти острова в настоящее время контролируются Москвой, но на них претендует и Токио, причем обе страны, по всей видимости, стремятся достичь прогресса в достижении мирного урегулирования по этому вопросу.
В ближайшие годы, вероятно, наибольшая сфера неопределенности во внешней политике России будет связана с двусторонними отношениями между Москвой и Вашингтоном. Путин и Трамп надеялись на сближение, однако, события 2017 и 2018 годов, включая давление, оказываемое на Белый дом, связанное с расследованием Конгресса и ФБР в отношении якобы имевшего место сговора с Москвой в ходе президентской кампании в 2016 году, может уничтожить потенциальное окно возможностей для этого.
Путин сказал в выходные, что у него мало контактов с Трампом, и что «мы оказались заложниками внутренних конфликтов и политической борьбы в Соединенных Штатах. Надеюсь, это когда-нибудь закончится, и объективная необходимость в развитии российско-американских отношений все же возобладает».
Однако, не только внутреннее давление на президента США, о котором говорил Путин, является причиной обострения напряженности. Между Москвой и Вашингтоном имеются трения по поводу Ближнего Востока, в том числе в связи с ракетными ударами коалиции во главе с США по сирийским объектам в нынешнем и прошлом году под предлогом использования химического оружия против собственного населения со стороны режима Башара аль-Асада, которого поддерживает Путин.
В прошлом году министр обороны США Джеймс Мэттис и тогдашний госсекретарь Рекс Тиллерсон выступали с особенно жесткой критикой в адрес Москвы, причем последний заявил, что «либо Россия является соучастницей, либо просто не контролирует ситуацию в Сирии». Вспышка напряженности в американо-российских отношениях в тот момент достигла такого накала, что премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что обе страны находятся «в одном шаге от военного столкновения» и «полностью разрушили» взаимное доверие.
В целом можно констатировать, что после переизбрания Путина на новый срок Москва удваивает дипломатические усилия, чтобы попытаться восстановить отношения с западными странами, особенно с Европой. Поскольку сближение между США и Россией, на которое возлагалось столько надежд, выглядит все более неопределенным, в настоящее время Путин может сосредоточить свое внимание на Азии, включая Японию, Китай и Индию.