Россия против США: у кого больше зарубежных военных баз?

Польша намерена потратить около 2 миллиардов долларов, чтобы обеспечить присутствие американских военных в пределах страны – этот шаг обсуждают в Варшаве в связи с территориальной экспансией России.

До настоящего момента США отказывались от размещения войск в союзных странах Восточной Европы, но вероятность подобного развития событий заставила Россию задуматься о создании зарубежной военной базы в Белоруссии. Минские политики отказываются принимать в стране российскую авиабазу, а в Москве, напротив, восприняли эту идею с энтузиазмом.

Сложившаяся ситуация отражает стремления США и России размещать войска за рубежом.

Подпись к изображениюПрезидент России Владимир Путин, его сирийский коллега Башар аль-Асад и министр обороны России Сергей Шойгу принимают военный парад на российской авиабазе в Хмеймиме в северо-западной сирийской провинции Латакия

У Америки гораздо больше заграничных военных баз, чем у России, так как с распадом СССР сократилось количество подконтрольных Москве военных объектов. Страны наподобие Польши не входят в военные альянсы под руководством России, а размещают у себя американские и натовские войска. Некоторые базы российское правительство закрыло из экономических соображений.

По сообщениям прессы, сегодня в распоряжении России находится 21 зарубежная военная база. К ним относятся мотострелковые дивизии в Армении и Таджикистане, радиолокационные станции в Белоруссии и Казахстане (в этой стране Россия эксплуатирует испытательный полигон средств стратегической ПВО и ПРО), аэродромы в Кыргызстане, Сирии и Армении, военно-морские базы во Вьетнаме и в Сирии.

В это число входят объекты на спорных территориях Молдавии и Грузии, но крымские базы в этот список не вошли.

До воссоединения Крыма и России в 2014 году Москва арендовала порт Севастополь в качестве зарубежной базы Черноморского флота. Количество военных объектов в Крыму увеличилось по сравнению с 2014 годом. По данным Reuters от 2016 года, в регионе расположено как минимум 18 военных баз.

Для оценки количества зарубежных объектов США следует учитывать особенности терминологии. В нескольких опубликованных отчётах число американских зарубежных «объектов» варьируется между 600 и 900. По данным отчёта от 2009 года, Америка располагает 716 военными объектами за границей, из которых 13 названы «крупными», а 19 – «средними».

В список включены все объекты вплоть до арендуемых складов, однако даже среди 620 «малых» объектов встречаются внушительных размеров базы. Например, Coleman Barracks в немецком Мангейме. На этой базе размещены более 1 тысячи американских солдат и 20 тысяч единиц оборудования, включая танки. В Японии на авиационной станции морской пехоты Futenma Marine находится более 3 тысяч солдат.

Стоит учесть, что в списке присутствуют американские «объекты» наподобие береговой станции с мощным передатчиком в исландском городе Гриндавик. Ни военные, ни гражданские специалисты за ней не закреплены. По информации Politifact, на 2010 год в 56 из 148 стран, в которых размещены американские «объекты», количество военных не превышало 10 человек.

Судя по цифрам, у Америки в 10 раз больше зарубежных военных баз, чем у России. Однако экс-заместитель помощника министра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии Эвелин Фаркас утверждает, что численность войск не позволяет с уверенностью судить об их возможностях.

«В глобальном отношении, Америка располагает выдающимися вооружёнными силами, – говорит Фаркас. – Однако это не значит, что Россия не способна обрести огромное влияние в некоторых уголках мира».

«Действительно, Россия не может себе позволить содержать инфраструктуру, сравнимую с американской. Времена СССР прошли, – рассказывает Фаркас, отмечая, что с финансовой и логистической точки зрения российская армия не способна сравняться с войсками США. – Россия уступает в количестве, но это не значит, что она уступает в качестве».

В Сирии российское правительство стало движущей силой переговоров после эффективного официального ввода немногочисленных войск в 2015 году.

Фаркас полагает, что Россия экономит силы и добивается своей цели, затрачивая как можно меньше ресурсов. «К примеру, в Сирии Россия применила минимально необходимый уровень усилий. Москве ни к чему огромное количество оборудования и контроль (над базами), пока они способны распространять своё влияние».

Россия проводит совместные военные учения с войсками стран Латинской Америки наподобие Никарагуа или миротворческие миссии в Сербии, и для этого ей не требуются зарубежные базы. Благодаря этому российские войска оказываются гораздо ближе по уровню возможностей к силам США и их союзникам.

По мнению Фаркас, если бы Россия продолжила придерживаться выбранной стратегии, и если бы у неё были ресурсы, Москва обзавелась бы зарубежными военными базами. Но сегодня Россия старается максимально эффективно распорядиться тем, что имеет.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0