Российская корабельная авиация испытывает трудности: придёт ли Китай на выручку?

Единственный в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в этом году отправляется в док для проведения ремонта и техобслуживания, и российские экипажи палубной авиации на время теряют возможность отрабатывать навыки на судне.

В морской авиации искусство посадки на палубу корабля – это «скоропортящийся» навык, и российские военные летчики рискуют его потерять, если до 2021-2022 года (к этому времени «Адмирал Кузнецов» должен вернуться в строй) не появится альтернатива для тренировок. Москва надеется, что лётчики ВМФ РФ будут использовать Наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации (НИТКА), который расположен в крымской Новофедоровке, чтобы не утратить мастерство. Как бы то ни было, в России понимают, что подобные тренировки не заменят собой посадку в реальных условиях.

Журналист издания «Свободная пресса» Владимир Тучков пишет, что лётчики потеряют сноровку, если хотя бы раз в пять лет не произведут посадку на борт авианесущего крейсера, и наличие полигона НИТКА на этом никак не сказывается.

Эксперт Тучков предполагает, что модернизация «Адмирала Кузнецова» неизбежно затянется с учётом способности российских судостроительных предприятий осуществлять столь крупные проекты. Он заявляет, что, судя по опыту прошлого, работы могут продлиться до середины следующего десятилетия, хотя представители Мурманского судоремонтного завода обещают справиться к 2022 году.

Это значит, что России предстоит найти альтернативу, чтобы лётчики ВМФ РФ получили возможность тренироваться в море. Тучков полагает, что Москва могла бы заключить соглашение с Пекином, по условиям которого китайская сторона разрешит российским пилотам отрабатывать посадку на авианесущем крейсере «Liaoning» Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. Журналист проводит аналогию с решением Франции: пока проходил ремонт единственного в стране авианосца «Charles De Gaulle», французские самолёты в ходе майских учений Chesapeake 2018 поднимались в воздух с борта американского авианосца «George H.W. Bush». Америка предоставила французским пилотам возможность тренироваться.

Китайский корабль подходит в качестве альтернативы для России, но готов ли Пекин согласиться на эти условия? «Liaoning» – это в прошлом недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг» проекта 1143 (к которому относится и «Адмирал Кузнецов», поэтому корабли очень похожи). После распада СССР «Варяг» отошёл Украине, которая продала недостроенное судно Китаю. Россия и Китай укрепляют связи, пока Америка оказывает давление на обе державы, поэтому не исключено, что Пекин даст согласие. Однако вопрос всё же остаётся открытым.

Сотрудничество может пойти на пользу обеим сторонам. Российские и китайские пилоты ВМФ получат возможность обменяться опытом. К тому же, у Китая не должно возникнуть трудностей с предоставлением России корабля для тренировок, так как «Liaoning», в основном, используется для обучения. В особенности сегодня, ведь скоро будет введён в эксплуатацию «Shandong» – первый китайский авианосец собственного производства.

В то же время, если соглашение будет достигнуто, Россия сможет продемонстрировать китайским партнёрам возможности нового корабельного истребителя МиГ-29КР, что повысит продажи. Благодаря меньшим размерам МиГ-29 лучше, чем Су-33, приспособлен к судам наподобие «Адмирал Кузнецов» и «Liaoning».

Тучков пишет, что решить серьёзную российскую проблему с тренировочными полётами способен лишь «Liaoning». По мнению журналиста, на серьёзность задачи косвенно указывает тот факт, что из отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота на крымскую базу прибыло лишь 45 человек. Тучков утверждает, что максимум 15 из них – пилоты, а оставшаяся часть – это техники и штабисты. А также представители высокого начальства, решившие погреться под крымским солнцем.

В целом, российская корабельная авиация находится в затруднительном положении, и переговоры с Китаем, возможно, остаются единственной надеждой. В геополитическом плане Россия и Китай сближаются, и не исключено, что Пекин позволит российским пилотам тренироваться на «Liaoning». Как бы то ни было, заключение подобного соглашения остаётся под вопросом.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0