В провинции Эскишехир, в центральной Турции, 12 июня состоялась встреча, в которой приняли участие турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Сербии Александр Вучич, президент Украины Петр Порошенко и президент турецкой республики Северного Кипра Мустафа Акынджи. Количество и состав участников этой встречи свидетельствуют об их общей заинтересованности в одной из сфер геополитических событий. Речь идет о поставке энергоносителей, а если более конкретно, природного газа.
Церемония открытия 1850-километрового Трансанатолийского газопровода (TANAP), ведущего от газового месторождения Шах-Дениз в Азербайджане до Турции, является последним шагом перед его подключением к европейской газопроводной сети в Греции и Италии. TANAP является частью Южного газового коридора, который призван воплотить мечту многих европейских лидеров и чиновников о создании жизнеспособной альтернативы российскому газу.
Участие нескольких высокопоставленных лиц свидетельствует о геополитической важности этого события. Если говорить более конкретно, доминирующее положение России на рынке природного газа Южной Европы заставляет лидеров стран региона предпринимать экстренные усилия, чтобы найти альтернативных или хотя бы конкурирующих поставщиков.
Сложные отношения между Россией и Украиной привели к тому, что эти страны оказались в состоянии конфликта. Однако, в силу исторических причин энергетические отрасли Москвы и Киева тесно связаны. Россия поставила перед собой амбициозную цель полностью обойти Украину и отказаться от ее услуг в качестве транзитной страны для экспорта газа.
Такие трубопроводы как «Турецкий поток» и «Северный поток-2», которые в настоящее время проектируются или строятся, будут транспортировать значительную часть природного газа в Европу, начиная с 2019 года, когда предполагается подписание нового транзитного контракта между Москвой и Киевом.
Украина намерена диверсифицировать поставки энергоносителей, и в конечном итоге полностью прекратить покупать газ у России. Поэтому Южный коридор является долгожданной альтернативой. Присутствие Петра Порошенко на церемонии открытия является свидетельством этих намерений Киева. Уже сейчас Украина импортирует газ из соседних европейских стран, а также планирует увеличить объемы его добычи внутри страны.
Выборы нового правительства в Италии внесли изменения в стратегическую обстановку в энергетической сфере, которая, казалось, приобрела за последнее десятилетие постоянные черты. Трубопровод «Южный газовый коридор» стоимостью 40 миллиардов долларов, по которому азербайджанский газ транспортируется в Европу, должен быть связан с еще не построенным Трансадриатическим трубопроводом TAP. Однако, коалиционное правительство, в которое вошли победившие политические силы, движения «5 звезд» и «Лига», создали серьезную неопределенность по этому вопросу.
Министр окружающей среды назвал TAP «бессмысленным» и отдал распоряжение о начале официального пересмотра позиций Италии. Партнеры коалиции сделали борьбу против коррупции одним из главных предвыборных обещаний. Кроме того, снижение объемов потребления газа в стране используется в качестве дополнительного аргумента в пользу отказа от строительства этого трубопровода. Хотя спрос на природный газ несколько вырос за последние годы, он весьма далек от пика, зафиксированного десять лет назад. Италия импортирует 90 процентов газа из России, Ливии, Алжира и Голландии, в то время как имеются свободные мощности.
Экологические соображения также принимаются во внимание, поскольку движение «5 звезд» выступает с «зеленой» политической программой. Новый министр правительства по делам Южной Италии Барбара Лецци заявила, что, по мнению правительства, этот трубопровод связан с необоснованным экологическим риском, учитывая избыток газа в Италии. Хотя губернатор Апулии в принципе не возражает против строительства TAP, он предложил перенаправить его подальше от туристической зоны.
Консорциум TAP, в который входят британская нефтяная группа ВР, итальянская компания Snam и испанская Enagas, заявляет, что перенаправление трубопровода не рассматривается в качестве варианта. Кроме того, это может привести к задержке завершения реализации проекта на четыре-пять лет. Однако, аналитики предсказывают, что существует реальная альтернатива: существующие транзитные газовые магистрали, ведущие через Балканы, могут быть перепрофилированы, а дополнительные трубопроводные перемычки могут облегчить транспортировку газа в Юго-Восточную и Восточную Европу.
Впрочем, на данный момент этот вариант не представляется разумной альтернативой, поскольку он может потребовать нескольких лет планирования, организации нового финансирования и получения политической поддержки в раздробленном регионе, где существуют различные интересы.
Таким образом, оптимизированный во всех отношениях проект Южного газового коридора, поддержанный в политическом и финансовом плане Брюсселем и местными заинтересованными сторонами, судя по последним событиям, имеет все шансы превратиться в источник серьезного кризиса.
Европейская стратегическая карта в области энергетики погрузилась в неопределенность из-за недавних событий: несколько крупных трубопроводов проектируются или уже строятся, в то время как будущее других проектов оказалось под большим вопросом.