Для покорения Арктики Россия строит ледокольные танкеры

Россия намерена использовать целый флот 300-метровых ледоколов, чтобы транспортировать сжиженный природный газ через Арктику.

Пока на Луне или на Марсе не открылись заводы, титул самого негостеприимного промышленного объекта сохраняет «Ямал СПГ» – газодобывающее предприятие стоимостью в 27 миллиардов рублей, которое располагается в 600 километрах к северу от Северного полярного круга. Зимой в период полярных ночей температура  падает до минус 25 градусов Цельсия, а над морем – до минус 50 градусов Цельсия. Но суровые земли скрывают запасы, которые оцениваются в 8 миллиардов баррелей нефти. Поэтому в проекте «Ямал СПГ» под контролем НОВАТЭК объединили усилия несколько компаний, готовых потратить огромные суммы на разработку нового способа транспортировки, который появится намного раньше, чем беспилотные автомобили или ежедневные полёты в космос.

Подпись к изображению: Глава «Совкомфлот» рядом с танкером «Кристоф де Мажери» – первым кораблём в линейке ледокольных танкеров

Обычные танкеры не могут пройти сквозь льды Карского моря, хотя оно и освобождается ото льда из-за глобального потепления. Постройка небольших судов ледокольного класса для сопровождения танкеров требует много денег и времени. Поэтому международная команда конструкторов, инженеров, кораблестроителей, а также судовладельцев строят как минимум 15 единиц 300-метровых танкеров, способных самостоятельно разбивать толщи льда,  стоимость 320 миллионов долларов каждый. По словам специалиста судостроительной компании Aker Arctic Technology Мики Ховилайнена, судам предстоит работать в экстремально тяжёлых условиях. Он говорит, что системы не должны давать сбоев при функционировании в широком диапазоне температур.

Планируемые к постройке танкеры – самые крупные за всю историю, их ширина достигает 50 метров. При полной загрузке каждый танкер может вместить 1 миллион баррелей нефти. 15 танкерам по силам перевезти 16,5 миллионов тонн сжиженного природного газа в год. Этого количества хватит, чтобы на год обеспечить газом Южную Корею. Предполагается, что мощность «Ямал СПГ» приблизится к этому показателю. Зимой танкеры отправятся на запад – в Европу, а летом вернутся на восток – в Азию, пробираясь через льды толщиной в два метра.

Конструкция корпуса позволяет танкеру подминать слой льда под себя. Чтобы справиться со льдом толщиной в два метра, танкер разворачивается кормой вперёд. Первый танкер, эксплуатация которого началась в декабре, при движении кормой вперёд может развивать в толще льда скорость в 7,2 узла. Это судно впервые прошло по Северному морскому пути из Сибири к Берингову проливу за шесть с половиной дней.

Танкеры – лишь часть общей картины. В декабре на открытии «Ямал СПГ» Владимир Путин назвал запуск предприятия, возможно, самым крупным шагом в освоении Арктики. Президент привёл слова Михаила Ломоносова («Россия Сибирью будет прирастать») и сообщил, что Россия и в этом, и в следующем столетии будет прирастать Арктикой. Путин подчеркнул, что в Арктике  находятся крупнейшие запасы минерального сырья. По мнению президента, в будущем здесь появится эффективная транспортная артерия – Северный морской путь.

На маршруте, по которому будут перемещаться танкеры, ледовые условия и глубина варьируются. Судам необходимо иметь прочный корпус, чтобы проложить дорогу во льдах, выдерживая все нагрузки. Конструкторы Aker Arctic Technology провели тщательные испытания своих разработок: в глубоком бассейне размером 76 на 8 метров специалисты наблюдали за столкновениями моделей кораблей с макетами льда и определяли, какую деталь необходимо усилить. Разработчики следят за тем, чтобы танкер не получил «лишнюю» броню, так как это снизит скорость судна на открытой воде.

Для покорения льдов необходима огромная мощь. Пропульсивная установка танкеров приводится в действие генераторами мощностью в 45 мегаватт, каждый из которых может обеспечить электричеством 35 тысяч частных домов. Чтобы избежать работы генератора в усиленном режиме, используются массивные винторулевые колонки производства компании ABB, разделяющие нагрузку на двигатели и винты. Представитель компании ABB Питер Тервейш говорит, что винты могут ускорять и замедлять вращение, при этом двигатель не будет перегружаться. По данным ABB, распределение нагрузки на двигатели и винты повышает экономичность на 20 процентов. Тервейш утверждает, что помимо прочего улучшается манёвренность, и это важно, так как развернуть танкер – задача не из лёгких.

СПГ-танкеры появились почти полвека назад, они давно доставляют топливо со Среднего Востока. Но потребность в ледокольных танкерах возникла лишь в последние десять лет в связи с запуском проектов Snohvit в Норвегии и «Сахалин-2» в России. «Ямал СПГ» использует порт Сабетта, который проектировали и строили одновременно с танкерами.

Проект по постройке ледоколов удалось воплотить в жизнь, и не последнюю роль в этом сыграла деятельность человека, которая приводит к потеплению климата. Российская Арктика оттаяла раньше, чем территории США и Канады. Предполагается, что танкеры для «Ямал СПГ» прослужат около 40 лет, поэтому их ещё можно будет встретить в море к 2040 году. По прогнозам учёных, к этому времени летом в Арктике не будет льда. Кейт Хайнс из Университета Рединг говорит, что заинтересованные страны определённо продолжат освоение Арктики и ресурсов региона.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0