Почему России стоит опасаться шведских подводных лодок

В течение десятилетий подводные лодки развивались в двух направлениях: традиционные дизель-электрические подводные лодки, которые должны всплывать каждый день или два, чтобы заряжать батареи от шумных дизельных двигателей, нуждающихся в притоке воздуха; и атомные подводные лодки, которые месяцами могли беспрепятственно двигаться под водой на относительно высоких скоростях, благодаря своим ядерным реакторам.

Недостатком атомных подводных лодок, конечно же, является то, что они стоят во много раз дороже по сравнению с дизельными и требуют использования ядерных технологий, что, возможно, не вполне подходит для страны, заинтересованной в обеспечении защиты своих прибрежных вод. Дизельная подводная лодка также обладает меньшей шумностью, чем атомная подводная лодка; она может бесшумно двигаться под водой на электромоторах, работающих от батарей, без использования двигателей, но только в течение короткого промежутка времени. Таким образом, по-прежнему сохраняется разрыв в их автономности и скрытности, который многие страны стремились преодолеть без больших затрат.

Одной из таких стран была Швеция, к территории которой прилегают районы оживленного судоходства – как раз напротив находятся российские военно-морские базы на Балтике. Швеция не является членом НАТО, но Москва ясно заявила, что может принять меры для «устранения угрозы», как выразился Путин, если Стокгольм решит присоединиться или поддержать альянс. После того, как советская дизельная подводная лодка села на мель всего в шести милях от шведской военно-морской базы в 1981 году, шведские корабли на протяжении всех 1980-х годов несколько раз открывали огонь по подозрительным советским подводным лодкам.

Еще в 1960-х годах Швеция приступила к разработке модернизированной версии работающего по замкнутому циклу с преобразования тепла в механическую энергию двигателя Стирлинга, впервые разработанного в 1818 году. Этот двигатель сначала устанавливали на автомобилях в 1970-х годах, но потом шведская судостроительная компания Kockums успешно модернизировала его для оснащения подводной лодки шведских ВМС A14 Nacken в 1988 году. Поскольку Стирлинг сжигает дизельное топливо, используя для этого жидкий кислород, хранящийся в криогенных резервуарах, это позволяет совершать подводное плавание на низких скоростях в течение недель, не всплывая на поверхность.

В конце 1990-х годов Kockums построил три подводные лодки класса «Готланд», первые действующие подводные лодки с воздухо-независимой энергетической  установкой. «Готланд» прославился тем, что условно потопил американский авианосец на учениях в 2005 года. Технология Стирлинга ВНЭУ впоследствии была внедрена на многочисленных японских и китайских подводных лодках, в то время как Германия и Франция вместо этого разрабатывали более дорогостоящие анаэробные системы на базе топливных элементов и паровых турбин.

Между тем, в период с 2003 по 2005 год Швеция модернизировала четыре свои дизель-электрических лодки Västergötland разработки конца 80-х годов, оснастив их двигателем Стирлинга с ВНЭУ, что потребовало удлинения корпуса с 48 до 60 метров.

Две из этих подводных лодок были перепроектированы в класс Södermanland, а две других были проданы Сингапуру. Последние лодки класса Archer проектировались для эксплуатации в теплых водах и имеют улучшенные системы навигации и управления огнем.

Швеция намерена вывести из состава флота лодки Södermanland в период между 2019 и 2022 годами. С 1990-х годов Kockums занимался разработкой концепции проекта  подводной лодки с ВНЭУ следующего поколения, получившей наименование A26, для замены Gotland, но столкнулся с многочисленными проблемами. Стокгольм отменил закупки A26 в 2014 году, и в какой-то момент шведское правительство даже предприняло попытку похитить чертежи у немецкой материнской фирмы Thyssen-Krupp, что было предотвращено службой безопасности компании.

С тех пор Kockums был куплен шведской фирмой Saab. Наконец, в июне 2015 года министр обороны Швеции Стен Толгфорс объявил, что Стокгольм, наконец, решил приобрести две пл А26 по цене эквивалентной 959 миллионам долларов, что в пять раз меньше стоимости атомной подводной лодки ВМС США класса «Вирджиния».

A26 также предлагалась в разное время зарубежным покупателям — Австралии, Индии, Нидерландам, Норвегии и Польше, но пока что безуспешно из-за конкуренции со стороны французских и немецких кораблестроителей и явного нежелания небольших европейских государств закупать подводные лодки.

Kockums утверждает, что A26 достигнет нового уровня акустической скрытности благодаря последней технологии «GHOST» (Genuine Holistic Stealth — «Полная комплексная скрытность»), которая включает в себя использование акустических демпфирующих пластин, гибких резиновых креплений для оборудования, более низкую отражающую способность корпуса и размагничивание его до более низких характеристик магнитного поля подводной лодки. Предположительно, корпус A26 также будет необычайно устойчив к подводным взрывам.

Шведская фирма представила свой концепт-арт, изображающий подводную лодку с хвостовыми рулями X-образной формы для большей маневренности в скалистых бухтах Балтики, с четырьмя 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, которые могут выстреливать тяжелые торпеды, и с двумя 400-миллиметровыми аппаратами, из которых будут выстреливаться торпеды, управляемые по проводам. Четыре двигателя Стирлинга позволяют обеспечить ход с более высокой крейсерской скоростью от 6 до 10 узлов.

Kockums обращает внимание на модульность нового дизайна, что должно снизить затраты на постройку специализированных вариантов, таких как конфигурация с размещением вертикальных пусковых установок для 18 крылатых ракет Tomahawk. Это, вероятно, делается с учетом интереса к разработке со стороны Варшавы, которой хотелось бы иметь подводные лодки с крылатыми ракетами.

Еще одна важная особенность — это специальный «многопрофильный» портал для развертывания сил специальных операций и подводных аппаратов, который становится неотъемлемой частью современных подводных лодок. Портал, находящийся между носовыми торпедными аппаратами, может также использоваться для размещения подводного беспилотного аппарата AUV-6, который может запускаться из торпедных аппаратов. Для использования портала A26 должна будет ложиться  на дно.

Kockums теперь продает три разные версии A26. «Средняя» модель, предназначенная для шведских ВМС, будет иметь длину 63 метра и водоизмещение примерно 2 тысячи тонн. Как правило, экипаж составляет около двадцати шести человек, а максимальная автономность — сорок пять суток, в том числе от 18 до 30 суток (источники разнятся) в подводном положении на скорости 10 узлов. Высокая автономность и дальность действия  6 тысяч 500 миль обеспечивают возможность участия в операциях в Атлантическом океане — в отличие от лодок класса «Готланд», которые не предназначены для трансокеанских переходов.

Существует также небольшая 51-метровая версия Pelagic для патрулирования в ближней зоне, а модель Extended Range с водоизмещением 4 тысячи тонн и удлиненным до 80 метров корпусом подойдет для использования в Тихом океане – благодаря дальности действия 10 тысяч миль и 50-суточной автономности.

Две шведских А26 должны быть построены в период с 2022 по 2024 год, и тогда можно будет оценить, смогут ли они обеспечить столь амбициозные характеристики. В целом, переход к подводным лодкам с ВНЭУ позволит странам по всему миру получить мощные подводные лодки малой и средней дальности действия по доступной цене.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0