Россия мастерски посредничает между Ираном и Израилем в Сирии

Россия продолжает прилагать усилия для достижения соглашения, призванного стабилизировать ситуацию на границе между Израилем и Сирией. Согласно условиям этого соглашения, иранские силы и их ставленники выводят свои силы из южной Сирии в обмен на восстановление контроля Дамаска над сирийско-израильской границей и признание Израилем власти Башара аль-Асада над территорией Сирии в соответствии с границами 1974 года.

Подпись к изображениюПрезидент России Владимир Путин  беседует с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху во время их встречи в Кремле в Москве 11 июля 2018 года

Россия также начала развертывать собственные подразделения военной полиции на линии прекращения огня между Сирией и Израилем на Голанских высотах. Москва планирует создать в этом районе восемь наблюдательных пунктов. Эти усилия направлены на предотвращение прямого вооруженного конфликта между Ираном и Израилем.

Специальный посланник президента России Владимира Путина в Сирии Александр Лаврентьев подтвердил 1 августа, что иранские вооруженные силы и проиранские военизированные формирования отошли на 80 километров от границы между Сирией и оккупированными Израилем Голанскими высотами. Другими словами, Лаврентьев фактически заявил, что России удалось добиться заключения сделки между Ираном и Израилем, над которой Москва напряженно работала в течение нескольких месяцев. Последние детали этой сделки, вероятно, были уточнены 23 июля, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров и начальник Генерального Штаба ВС генерал Армии Валерий Герасимов нанесли визит в Иерусалим для встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, министром обороны Авигдором Либерманом, начальником Генштаба Гади Айзенкотом и главой Совета Безопасности Меиром Бен-Шаббатом.

Впрочем, источники, близкие к правительствам Израиля и России, которые согласились говорить с корреспондентом издания Al-Monitor на условиях анонимности, заявили, что основные принципы сделки были согласованы еще раньше, в ходе визита Либермана в Москву 31 мая. Этот визит оказался весьма своевременным, поскольку Израиль и Иран уже балансировали на грани более масштабной, а возможно, и прямой, вооруженной конфронтации.

Иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) 10 мая нанес первый в истории массированный ракетный удар по Израилю. Раньше ракетные атаки предпринимали контролируемые Тегераном военизированные формирования, но не сам Иран. Это нападение повлекло за собой немедленный ответ со стороны Иерусалима: израильские военно-воздушные силы провели атаку по многочисленным целям, которая, по их словам, привела к потерям среди иранских военнослужащих и проиранских шиитских ополченцев, развернутых в Сирии.

Тем не менее, эта активная ирано-израильская вооруженная конфронтация не переросла в более масштабный военный конфликт. Обмен ударами был в значительной степени политическим шагом. Некоторые иранские официальные лица, попросившие их не называть, поскольку не уполномочены комментировать эти события, заявили, что Тегеран не мог оставить без ответа апрельский ракетный удар коалиции во главе с США по территории Сирии, и атаковал Израиль как союзника Соединенных Штатов.

Израиль, в свою очередь, не мог оставить без ответа иранскую атаку. Но никто из них не был готов к дальнейшей эскалации противостояния, а Россия сделала все возможное, чтобы разрядить ситуацию, оказав некоторое давление на обе стороны. По слухам, Москва якобы пригрозила прекратить поддержку с воздуха иранских вооруженных сил и иных военизированных формирований.

С другой стороны, Москва также дала понять, что если Израиль продолжит свои удары с воздуха по иранцам и их союзникам, она предоставит Дамаску дополнительные средства для защиты своего неба, в том числе зенитно-ракетные комплексы большой дальности С-300 и аналогичные системы малой дальности «Тор-М1». Любопытный факт: в последнее время эффективность сирийской системы ПВО заметно возросла.

Некоторые международные СМИ поспешили заявить о том, что, вынудив Иран покинуть юг Сирии, Россия заняла произраильскую позицию. Однако, это не соответствует действительности. Прежде всего, Москва не заинтересована в отводе иранских войск на расстояние более 80 километров от границы, поскольку России иранские силы нужны на местах для поддержания военной мощи режима Асада. Кроме того, Москва не хочет ухудшения своих отношений с Тегераном из-за Сирии, поскольку это будет иметь негативные последствия для более широкого диалога по другим важным для Кремля  вопроса.

Наконец, сделка стала возможной не из-за способности Москвы оказывать давление на Иран, а благодаря ее способности убедить Иран в том, что он вполне отвечает собственным интересам Ирана, поскольку поможет вернуть южную Сирию под контроль Дамаска и избежать ситуации, когда Тегеран будет обвинен в чрезмерной агрессии против Израиля. Последнее, вне всяких сомнений, дало бы Соединенным Штатам дополнительные поводы для оказания давления на Иран, а также помешало бы Европейскому Союзу и России отстаивать ядерное соглашение с Ираном, несмотря на односторонний выход США.

Более того, хотя Ирану нужны шиитские ополчения в Сирии, важность физического присутствия своих сил на юге страны для снабжения и поддержания связей с Хезболлой несколько преувеличена. Поставки оружия и военной техники по-прежнему можно легко организовать через аэропорт в Бейруте.

Фактически, это соглашение о южной Сирии подразумевает взаимные уступки и выгоды для всех сторон, что делает его уникальным. Однако, маловероятно, что оно может быть распространено на остальную часть Сирии. Россия гарантирует, что Иран не будет контролировать границу Сирии с Голанскими высотами. Тем не менее, это соглашение лишает Израиль поводов для авиаударов по иранцам и их союзникам на сирийской территории. Таким образом, Москва предотвращает ослабление проиранских формирований в других частях Сирии, где их присутствие важно, поскольку оно способствует успешным военным действиям режима Асада против оппозиционных группировок.

Кроме того, Кремль получает благословение Израиля на восстановление полного контроля Дамаска над территориями на юге страны, которые сейчас заняты оппозиционными силами, а также на ослабление оппозиции и ликвидации зоны, где внешние силы могли бы создать альтернативное правительство Сирии. Наконец, Россия ослабила напряженность между Ираном и Израилем, которая способна негативно повлиять на ситуацию в Сирии, а также поставила Израиль в положение, когда он вынужден признать Асада легитимным правителем Сирии.

Упомянутая сделка отвечает также интересам Израиля, и любые жалобы со стороны израильских официальных лиц следует воспринимать с известной толикой скептицизма. Действительно, в июле израильские власти снова предприняли некоторые смелые военные действия против иранских вооруженных сил и военизированных формирований в Сирии, и даже начали заявлять о своих требованиях, чтобы Дамаск и Тегеран вывели эти силы со всей территории страны. Эти требования нельзя назвать полностью необоснованными, но Израиль действовал в соответствии с принципом «проси больше, потому что все равно получишь меньше».

По мнению экспертов, близких к израильскому правительству, проинтервьюированных изданием Al-Monitor, израильские официальные лица отдают себе отчет в том, что невозможно устранить присутствие Ирана на всей территории Сирии, и что нынешняя сделка предоставляет правительству Нетаньяху единственную возможность как-то уменьшить влияние Тегерана на юге Сирии.

На данный момент Израиль вдохновлен поддержкой со стороны президента США Дональда Трампа, слабостью Ирана и дружественным отношением России. В то же время, пойдя на уступки Москве и Тегерану, Нетаньяху заверил, что в обозримом будущем Израиль не ожидает повторение майских ракетных ударов КСИР.

В настоящее время Нетаньяху также занят проблемой подавления палестинских беспорядков в секторе Газа, частично спровоцированных решением Трампа о переводе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Нет никаких сомнений, что эти волнения продолжатся. В результате Нетаньяху крайне заинтересован в том, чтобы свести к минимуму другие отвлекающие факторы, и вывод иранских войск с юга Сирии определенно устраивает его.

В целом эта сделка отвечает интересам всех вовлеченных сторон, что, в свою очередь, гарантирует ослабление угрозы прямой конфронтации между Ираном и Израилем, во всяком случае, на данный момент.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0