По данным российских СМИ, в конце июня и начале июля Россия провела два «электронных пуска» ракет 9K720 «Искандер-М» (в классификации НАТО – SS-26 Stone) по надводным целям в Черном море.
«Электронный пуск» представляет собой компьютерную имитацию реального ракетного удара, когда ракетный комплекс проводит подготовку и выполняет все процедуры, сопутствующие запуску, в режиме реального времени, только без физического запуска ракет», – разъясняет блог, посвященный российской военной политике.
Однако, любопытно узнать, пуск какой именно ракеты проимитировала Россия? «Искандер», разработанный в семидесятые годы для замены ракеты Р-17 «Скад», представляет собой одноступенчатую баллистическую ракету, вооруженную обычной или ядерной боеголовкой, и имеющую дальность действия 500 километров.
Однако, на новостном вебсайте Russia Beyond описывается, как система «Искандер» может осуществлять запуск противокорабельных версий крылатых ракет Р-500 «Калибр».
«Эти ракеты перенастроены для поражения эсминцев второго и третьего класса, то есть кораблей, способных нести на борту ракеты Tomahawk или системы противоракетной обороны Aegis, – говорится в материале Russia Beyond. – Корабли этого класса, помимо головного ракетного крейсера USS Ticonderoga, действуют как основные пусковые площадки для вашингтонского высокоточного «мгновенного глобального удара».
Противокорабельные ракеты могут лететь к своим целям на скорости 2 тысячи километров в час. Они также умеют скользить над водой на высоте от 5 до 10 метров, а это означает, что их перехват и уничтожение любыми системами противоракетной обороны в море практически невозможны. Боевой заряд ракеты колеблется от 200 до 500 килограммов. Более легкие боеголовки обычно предназначены для эсминцев, в то время как тяжелые предусмотрены для уничтожения крейсеров.
«От этих убийц невозможно уйти», – драматически провозглашает сайт Russia Beyond. В сущности, любая ракета, движущаяся медленнее, чем Мах 2, может быть сбита с помощью ракет или пушек точечной защиты.
Однако, последствия российских испытаний, а также гласность в российских СМИ, вполне можно понять. Россия посылает сигнал о том, что она может использовать баллистические ракеты, или, по крайней мере, пусковые установки баллистических ракет, в качестве противокорабельных вооружений.
Если это звучит знакомо, так оно и есть. Хотя Китай, как известно, скопировал многие российские вооружения, вполне возможно, что в данном случае Россия последовала примеру Китая в отношении их баллистических ракет средней дальности DF-26. Хотя DF-26 заставили ВМС США встревожиться по поводу безопасности своих авианосцев, эти противокорабельные баллистические ракеты все еще не прошли испытания. У экспертов и имеется ряд сомнений, в частности, по поводу их способности поражать с дальней дистанции движущиеся цели, такие как корабли.
Однако, следует также обратить внимание на то, что предполагаемая дальность DF-26 составляет 4 тысячи километров, что намного превышает дальность «Калибра» или «Искандера». Ракета с радиусом поражения 500 километров может быть полезным оружием для береговой обороны в закрытых водах, таких как Балтийское или Черное моря, которое позволит России не допустить приближения кораблей НАТО к своей территории. Но она не является оружием дальнего доступа.
Очевидный вопрос заключается в следующем: если Россия может запускать противокорабельные крылатые ракеты из пусковых установок для баллистических ракет, то почему бы ей не использовать баллистические ракеты большой дальности, как Китай? Крупным камнем преткновения может быть следующее: будут ли эти дальнобойные противокорабельные ракеты, поскольку они способны нести ядерные боеголовки, являться нарушением американо-российских договоров об ограничении вооружений. Тем не менее, не будет ничего удивительного, если мы вскоре узнаем, что Россия разработала свои собственные противокорабельные баллистические ракеты.