Русские не пришли на Ближний Восток, а вернулись, и похоже, надолго

Четыре десятилетия спустя после того как Соединенным Штатам удалось вытеснить Советский Союз с Ближнего Востока и стать региональным лидером, Россия восстанавливает свои давно утраченные позиции. Процесс частичного ухода Америки из этого региона, который начался при президенте Бараке Обаме, значительно усилился при Дональде Трампе. Действительно, если все будет так и продолжаться, Россия вскоре сможет окончательно занять место Соединенных Штатов в качестве главного ближневосточного арбитра.

Растущее влияние России проявляется по всему Ближнему Востоку, от Марокко до Ирана. Этот знаменательный поворот, который представляет собой часть всеобъемлющей стратегии Владимира Путина, направленной на восстановление статуса России как великой державы, стал результатом ловкой дипломатии в сочетании с готовностью продавать вооружения и реакторы для атомных станций всем желающим.

В то время как внимание всего мира сосредоточено на иранской ядерной программе, Россия играет все более важную роль в двух других опасных тенденциях, развивающихся в регионе. Речь идет о массовой гонке обычных вооружений (только страны Персидского залива закупили оружия на 1,3 триллиона долларов  в период с 2000 по 2014 год), а также о резком скачке в приобретении ядерных реакторов для электростанций. Все эти программы развития атомной энергетики отражают вполне легитимные энергетические нужды, но следует помнить о том, что «гражданские» ядерные программы на Ближнем Востоке имеют неприятную тенденцию превращаться в военные.

Американские союзники в регионе сегодня не решаются по-прежнему вверять свою безопасность исключительно Соединенным Штатам. Хотя они единодушно приветствуют более жесткий подход президента Трампа, шрамы, оставшиеся от американской слабости в годы правления Обамы в их восприятии, еще не зажили. Более того, уникальный характер Трампа породил большие сомнения в том, можно ли верить Америке. Тем временем, американские союзники хеджируют свои ставки.

Гнев Египта по поводу недостаточной поддержки режима Мубарака со стороны Соединенных Штатов, а также последующих санкций в отношении продажи оружия, привел к значительному улучшению отношений между Каиром и Москвой. Сделка по строительству четырех атомных реакторов была подписана в 2017 году. Восстановились и прежние военные связи. В частности, Египет приобрел несколько десятков современных истребителей, штурмовых вертолетов и ракет С-300, а кроме того были проведены совместные российско-египетские учения.

Египет был стержнем американской политики на Ближнем Востоке с тех пор, как он выставил Советы в начале семидесятых годов. Тем самым Каир создал основу для трех взаимодополняющих основных направлений ближневосточной политики США, актуальных по сей день: формирование умеренного, проамериканского арабского лагеря с Египтом и Саудовской Аравией в центре; противостояние региональным странам-изгоям, таким как Ирак, Иран и Ливия при поддержке «умеренных»; содействие арабо-израильскому мирному урегулированию, при той же поддержке. Сближение между Египтом и Россией представляет собой серьезный удар по американским позициям.

На протяжении десятилетий отношения между США и Саудовской Аравией регулировала неписанная сделка: безопасность в обмен на гарантированные поставки нефти. В 1991 году соединенные Штаты даже начали войну, чтобы защитить Саудовскую Аравию. Однако, сегодня саудиты стали своенравными и непредсказуемыми. В 2017 году король Салман ибн Абдулазиз аль-Сауд совершил первый визит в Россию. Между двумя странами была заключена сделка о приобретении современных зенитно-ракетных комплексов С-400 и противотанковых ракет. Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, и Россия рассчитывает предоставить не менее двух из планируемых шестнадцати атомных реакторов. Россия и Саудовская Аравия, на которые в совокупности приходится примерно 20 процентов глобальной добычи нефти, скоординировали политику по ограничению темпов добычи с целью восстановления цен на нефть.

Минималистское военное вмешательство России в сирийский конфликт всего с двумя эскадрильями истребителей было чрезвычайно успешным. Оно спасло режим Асада при минимальных издержках для России, поскольку право проливать кровь на земле было предоставлено Ирану и Хезболле. Широко известный прогноз Барака Обамы, который заявил, что Сирия станет Вьетнамом для России, оказался необоснованным.

Россия стала ведущим игроком в Сирии, обеспечив себе долгосрочное присутствие в этой стране, поскольку сирийское правительство предоставило Москве воздушную и военно-морскую базы, с которых она будет распространять свое влияние, на 49 лет. Сирия, не имеющая большого значения для Соединенных Штатов как таковая, стала центром важнейших региональных процессов, включая конфронтацию между суннитами и шиитами, иранский экспансионизм и возможный ирано-израильский конфликт. Нынешняя позиция России в Сирии обеспечивает ей возможность влиять на все эти процессы.

Выход США из международного соглашения по иранской ядерной программе подтолкнул Тегеран еще ближе к России, своему давнему союзнику. Иран рассчитывает на то, что Россия поможет ему победить режим американских санкций и предотвратит любую возможность военных действий против него. Россия уже поставила Ирану ракетные комплексы С-300, а также истребители, танки и артиллерийские системы после того, как были сняты ограничения, введенные Советом Безопасности ООН. Россия предоставила Ирану его единственный на сегодняшний день ядерный реактор, и планирует продать еще несколько.

Турция, которая на протяжении нескольких десятилетий была едва ли не самым антироссийски настроенным членом НАТО, сближается с Москвой и, судя по всему, не желает отказываться от приобретения современных российских систем ПВО С-400, несмотря на яростные протесты союзников по НАТО. Марокко, Бахрейн и Катар тоже выразили заинтересованность в приобретении комплексов С-400. Россия подписала крупную сделку с Объединенными арабскими эмиратами и изучает возможность получения доступа к военно-морским базам в Ливии. Соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики было подписано с Тунисом.

Россия предложила Ливану крупную оружейную сделку и выразила заинтересованность в доступе к военно-воздушной и военно-морской базе на территории страны. Россия открыто сотрудничает в Сирии с Хезболлой, которая в настоящее время обладает российским оружием, предположительно поставляемым через посредников Сирией или Ираном «без ведома России».

Наряду с этим, Россия преуспела и в налаживании все более тесных отношений с Израилем. Уменьшение присутствия Соединенных Штатов в Сирии и их выход из соглашения по ядерной программе Ирана возымели практический эффект, сделав Россию критически важным игроком для Израиля. Перспективы израильского конфликта с Ираном и Хезболлой  в Сирии или с Ираном из-за его ядерной программы в значительной степени зависят от поведения России. Биньямин Нетаньяху посетил Путина в  Москве десять раз за последние два года.

Дипломатический мир, подобно природе, не терпит пустоты, и Россия сумела заполнить вакуум, оставленный Соединенными Штатами. Восстановление американского лидерства еще возможно, и оно будет приветствоваться союзниками, но для этого потребуется три важных изменения в американской политике.

Во-первых, Соединенные Штаты должны, наконец, разработать последовательную стратегию в отношении Сирии. Конечно, это непростая задача, но, как доказывает пример России, Соединенные Штаты могли бы играть гораздо более эффективную роль, не рискуя серьезно увязнуть в этом конфликте. Во-вторых, предстоит решить проблему отсутствия четкой политики в отношении Ирана. Необходим не просто капризный выход из ядерного соглашения, за которым следуют нереальные условия, без подготовки каких-либо вариантов развития событий, кроме санкций, или чего-либо похожего на план Б, или даже план А. И в-третьих, Вашингтон должен, сохраняя тесный союз с Израилем, в то же время добиваться от него серьезной попытки достичь прорыва в мирном процессе с палестинцами, либо принять решение о таком антикризисном управлении, которое не приведет к дальнейшему воспламенению конфликта.

К сожалению, надежды на то, что хоть одна из упомянутых задач будет решена при правлении Трампа, крайне незначительны. Следовательно, можно констатировать, что Россия вернулась на Ближний Восток, и, вероятно, останется там надолго.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0