Торговая война может вынудить Китай увеличить импорт энергоносителей из России

Хотя Китай и отказался от ранее объявленного намерения ввести тарифы на импорт сырой нефти из США, этот шаг свидетельствует о необходимости диверсификации источников поставки энергоносителей, и теперь Пекином могут быть предприняты шаги, которые позволят ему разыграть в будущем нефтяную карту. В том числе речь идет об импорте нефти из Ирана, а также о дальнейшем сближении с Россией в области энергетики.

Переориентация импорта нефти на Азию

Китайские нефтеперерабатывающие заводы спешат обеспечить себе надежные поставки сырой нефти в ожидании эскалации торговой войны с Соединенными Штатами. На прошлой неделе компания Dongming Petrochemical, независимое нефтеперерабатывающее предприятие, заявила, что приостанавливает закупку сырой нефти в США и начала переговоры с Ираном, на фоне растущей напряженности между Пекином и Вашингтоном.

Китайский импорт сырой нефти достиг 400 тысяч баррелей в день, однако в последнее время Китай угрожал ввести 25-процентную пошлину на импорт американской нефти в рамках симметричного ответа на введение президентом Трампом таможенных тарифов на китайские товары общей стоимостью в 34 миллиарда долларов.

Кроме того, 3 августа министр иностранных дел Ирана заявил, что позиция Китая играет решающую роль для спасения многостороннего соглашения о ядерной программе Тегерана после выхода Соединенных Штатов из СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий). Возможна переориентация нефтяного импорта на Азию, причем Китай возьмет на себя большую часть иранской нефти, которую другие страны перестанут покупать из-за угрозы санкций со стороны Соединенных Штатов.

На Китай, Индию, Японию и Южную Корею в совокупности приходится 65 процентов из тех 2,7 миллиона баррелей в сутки, которые Иран экспортировал по состоянию на май 2018 года. Американцы требуют, чтобы эти страны и другие транснациональные нефтяные гиганты сократили закупки сырой нефти в Иране до нуля к ноябрю нынешнего года, когда будут возобновлена вторая группа санкций США.

Принимая во внимание текущие торговые споры с США, Китай выразил решительный протест против американских санкций, запрещающих деловые связи с Исламской республикой. Это может стать определяющим фактором для выживания Тегерана в условиях санкций, направленных на удушение его жизненно важной энергетической индустрии.

Поскольку Китай переориентируется на Иран, Соединенные Штаты увеличат свои поставки другим ведущим импортерам в регионе, таким как Япония и Южная Корея. Что касается Японии, нефтяная индустрия этой страны пока не выразила своей реакции публично. Японская нефтяная ассоциация ранее предупредила нефтепереработчиков, что им придется прекратить загрузку иранской нефти, начиная с октября, если Токио не добьется освобождения от санкций США в отношении Ирана.

Впрочем, в минувшие выходные посольство Южной Кореи опровергло сообщения средств массовой информации о том, что страна приостанавливает закупку нефти у Ирана под давлением со стороны Вашингтона. Таким образом, пока остается неясным, будут ли Япония и Южная Корея вынуждены увеличить свой импорт сырой нефти из Соединенных Штатов.

Россия может встать на сторону Китая

Санкции, наложенные Западом на Россию, а также торговые разногласия между Китаем и США, могут предоставить дополнительные возможности для расширения энергетического сотрудничества между Китаем и Россией. Напряженные отношения с Западом заставляют Москву искать новых торговых и инвестиционных партнеров, среди которых можно выделить Китай и некоторые страны Ближнего Востока. Россия уже стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, когда в 2017 году стоимостный объем ее экспорта в эту страну составил 23,7 миллиарда долларов. Поскольку теперь существует вероятность того, что Пекин сократит импорт из Соединенных Штатов, Россия, вероятно, получит возможность экспортировать еще большее количество своей нефти в Китай.

Почти месяц назад, 19 июля в Китай прибыл первый танкер с российским сжиженным природным газом от производителя СПГ компании «Новатэк», который прошел по Северному морскому пути вдоль арктического побережья. Проект «Ямал-СПГ» стоимостью 27 миллиардов долларов является крупнейшим в мире заводом по производству сжиженного природного газа и первым крупномасштабным проектом в рамках энергетического сотрудничества между двумя странами, реализованным благодаря китайской инициативе «Один пояс, один путь».

Государственное энергетическое Управление КНР и Национальная нефтяная корпорация CNPC начнет получать ежегодно как минимум 3 миллиона тонн СПГ с «Ямала» начиная с 2019 года. Поэтому, весьма вероятно, что Китай и Россия будут углублять сотрудничество в области поставок СПГ, несмотря на американские санкции.

Кроме того, по словам неназванного источника в российском правительстве, Россия готова инвестировать 50 миллиардов долларов в нефтегазовый сектор Ирана на фоне растущего давления со стороны США, направленного на экономическую и дипломатическую блокаду Тегерана. Министр энергетики России Александр Новак сказал, что Москва заинтересована в дальнейшем развитии программы «нефть в обмен на товары, которая позволит иранским компаниям покупать российскую продукцию в обмен на нефтяные контракты. Затем эта нефть будет продана на рынке третьим странам.

Это свидетельствует о последовательной стратегии Кремля по использованию своей мощной нефтегазовой индустрии в качестве инструмента вмешательства в ближневосточные проблемы. В нынешней ситуации, Хотя Китай может каким-то образом достичь компромисса с Америкой, пообещав не сокращать импорт нефти, если США согласятся снизить торговые тарифы, в краткосрочной перспективе Пекин, скорее всего, привлечет Россию на свою сторону в экономическом противостоянии с Соединенными Штатами.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0