Теория организации. Организационные формы рынка.

Рынок – это место, где покупатель встречается с продавцом, или, рыно к – это социальный институт, выполняющий в обществе функции гомеостатически действующего регулятора, уравновешивающего спрос и предложение.

Под словом “рынок” понимают также совокупность отношений спроса и предложения на определенный продукт или группу изделий, например, рынок нефтепродуктов, телевизоров, текстиля, автомобилей и др.

Есть дикий рынок, где взаимоотношения продавцов и покупателей хаотичны и не упорядочены, где господствует “рыночная стихия”, и есть цивилизованный рынок.
Цивилизованный рынок – это организованный рынок, и субъектом его организации выступает государство, играющее не последнюю роль в рыночной экономике. Именно оно придает те значения переменным внешней относительно хозяйственной организации среды, какие создают для нее условия жизнеобеспечения, позволяющие нормально функционировать. Организованный рынок характеризуется развитой инфраструктурой – наличием специальных социальных институтов, органов и организаций, выполняющих вспомогательные или обслуживающие функции, совокупность которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность основных агентов рыночных отношений. К ним относятся: государственные органы, занимающиеся аккредитацией, квотированием, лицензированием, стандартизацией и экспертизой качества товаров, страховые компании, биржи (валютная, товарная, фондовая, трудовая), аналитические центры и инспекции, фирмы и конторы, оказывающие посреднические услуги (букмекерские, брокерские, дилерские, дистрибьюторские, клиринговые, маклерские и пр.), рекламные и транспортные агентства, пакгаузы и пр.

Различают следующие организационные формы рынка:

  • совершенная конкуренция, какая определяется: большим количеством покупателей и продавцов, которые хорошо информированы об условиях рынка и из которых никто не может диктовать цены, какие устанавливаются сбалансированным влиянием спроса и предложения всех покупателей и продавцов, ценовые барьеры для выхода на рынок новых конкурентов невысоки, продаваемая продукция стандартизована, и покупателю безразлично её происхождение (изготовитель);
  • монополия определяется господством монополиста, диктующего свои условия потребителю. При монополии покупатель лишается возможности выбора, а продавец – изготовитель теряет, не испытывая затруднений со сбытом, заинтересованность в совершенствовании продукции и обновлении производства. А это снижает конкурентоспособность страны на внешнем рынке. Вот почему в России действовал государственный орган – Антимонопольный комитет, который был предназначен экономическими и организационными мерами воздействовать на предприятия – монополисты. В 1998 году этот орган, вместе с государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, был упразднен, а на их базе образовано министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Действительно, деятельность каждого из них без тесной увязки с деятельностью другого не могла быть эффективной, поскольку объективно связаны объекты их внимания – предприниматель и рынок: начинающему предпринимателю, организующему свое дело, весьма трудно пробиться на рынок, если он монополизирован. Причем, монополист – не обязательно единственный поставщик изделия: в развитых странах к монополистам относят предприятия, контролирующие определенную долю рынка. Так, Законом о справедливой торговле Великобритании монополистом считается компания, контролирующая 25 %, тогда как прежде действовавшая норма устанавливала предел в 33 %.
  • олигополия определяется таким состоянием рыночных отношений, когда несколько ведущих фирм на основе неформальных соглашений контролируют производство и сбыт большей части продукции. При олигополии изготовитель стремиться придать выпускаемой продукции фирменные черты, дабы привлечь к ней внимание потенциального покупателя через частные объявления. Тем самым конкуренция приобретает неценовой характер, и возрастает значение таких факторов, как продажа в рассрочку, служба доставки, реклама, послепродажное обслуживание. Олигополия способствует устойчивости рынка: никакой поставщик не будет ни понижать цены – это немедленно сделает и другой, ни повышать цены – можно лишиться рынка.
  • Хозяйственной организации, планирующей выйти на новый для нее рынок, желательно разобраться с категориями его потребителей. Метафорически обозначено три категории, различаемые по тому, как они отвечают на вопрос: “Почему Вы стали меньше есть?”:
  • “держащийся за уклад” занимает позицию: “Я не могу себе позволить есть больше”;
  • “нацеленный наружу” отвечает: “Потому, что не смогу влезть в собственные брюки”;
  • “нацеленный внутрь” понимает: “Потому, что так полезнее для здоровья”. Для верной ориентации поставщику важно знать, какая категория преобладает.

Что касается рыночной среды хозяйственных организаций в России конца ХХ века, то после многолетних реформ её называют “диким рынком”, “недорынком”, “полурынком” и т.п., т.е. она остается всё еще не созданной. Действительно, если и не в экономике в целом, то в ряде регионов в сношениях между производителями и потребителями преобладают не товаро-денежные отношения, т.е. не платежи и денежные расчёты, а бартер, т.е. натуральный обмен, присущий натуральному хозяйству. А между тем отдельные экономисты обращали в свое время внимание общественности на опасность того, “что принцип рыночной организации общественного производства остается просто декларацией. В законопроектах нет основы не только для создания финансового рынка, но и для рынков товаров и труда. …Это приведет к настоящему инфляционному “валу”, социальному расслоению трудовых коллективов вне зависимости от качества и количества труда, а также к дезорганизации хозяйственных связей”. Но российские рыночные нововведения не отличались системностью, а процесс их реализации – организованностью, хотя такая возможность была.

“Экономическая роль государства при рынке характеризуется сокращением прямых вмешательств в экономику, преобладанием косвенных воздействий, направляемых на преобразование хозяйственной среды, т.е. увеличением доли экономических методов: налоговой политики, кредитов, субсидий. Эта роль динамична и неодинакова для режима установившегося процесса рыночных отношений и в период перехода к нему. Управление в режиме переходного процесса всегда специфично, и в данном случае оно требует относительно большего удельного веса административных методов, чем при развитых рыночных отношениях.

Они нужны не только для нормативно правового обеспечения равенства и ответственности взаимодействующих сторон: производителей и потребителей, продавцов и покупателей, но и для воссоздания необходимых звеньев рыночной структуры: фондовых, товарных и трудовых бирж, банковской сети, включающей аудиторские фирмы и брокерские отделения, страховых обществ, налоговых инспекций и т.п. Никто кроме государства не может нормализовать финансово-кредитную систему, упорядочить денежное обращение, обеспечив конвертируемость его единиц, снять архаичные ограничения на деловую инициативу и предприимчивость.

Государство должно, подготавливая переход к рынку, провести компенсационные меры и для малоимущих социальных слоев, и для трудовых коллективов государственных предприятий:

  • нерентабельных, по вине его органов, например, вследствие заниженных оптовых цен, а потому подлежащих ликвидации;
  • рентабельных и остающихся в строю действующих, но в неравных стартовых условиях с другими, без накоплений для развития из-за грабительской политики систематических изъятий заработанных ими средств.

Нельзя перейти к рынку без:

  • устранения структурных диспропорций в народном хозяйстве, особенно в производстве ТНП;
  • открытия простора для предприимчивости;
  • реорганизации системы государственного управления;
  • создания резерва мощностей как основы избыточности товаров, дающей возможность потребителю для выбора;
  • создания условий для конкуренции, в т.ч. и демонополизации и, прежде всего за счёт упразднения государственно-монополистических структур.

Государство, которое десятилетиями проводило политику всеобщего огосударствления, теперь не может стоять в стороне и не участвовать в восстановлении того, что им же расстроено”.
Отмечалось также, что “уже на первом этапе реформы могут быть образованы базовые институты рыночной организации производства. Их централизованное формирование на основе фактически существующих сегодня связей является … единственно возможным способом провести радикальную реформу без погружения государственной промышленности в хаос”. Это предупреждение не было услышано “реформаторами”, и, к сожалению, то, о чём в нём говорилось, фактически случилось. В итоге в России всё еще нет, не только социально ориентированной, но и обычной рыночной экономики.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (1 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *