Их называют «частной армией» Китая. Растущий спрос со стороны местных компаний, участвующих в реализации многомиллиардной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), привел к появлению большого количества независимых охранных предприятий.
Так, в 2013 году в стране насчитывалось около 4 тысяч таких фирм, в которых работали более 4,7 миллионов человек. Однако, к 2017 году эта цифра подскочила до 5 тысяч компаний с общей численностью персонала свыше 5 миллионов. Многие из этих оперативных сотрудников являются ветеранами Народно-освободительной армии Китая, которые были наняты охранными компаниями, тесно связанными с проектами «Нового Шелкового пути».
«Как и их западные коллеги, большинство частных охранных предприятий в Китае используют бывших военнослужащих или сотрудников полиции, что размывает границу между официальными силовыми ведомствами Китая и частными структурами в сфере безопасности», – говорится в докладе ведущего немецкого аналитического центра, берлинского Института китайских исследований имени Меркатора, или MERICS, и британского Международного института стратегических исследований (IISS).
«Пекин держит Народно-освободительную армию и военизированные группировки, такие как Народная вооруженная полиция, под жестким и монопольным контролем Коммунистической партии. Тем не менее, после легализации частных охранных предприятий в сентябре 2009 года в стране быстро сформировался развитый внутренний частный сектор безопасности», – говорится в исследовании под названием «China Security Project».
В основе этого бурного роста находится грандиозная инициатива президента Си Цзиньпина ОПОП. Эти супер-магистрали Нового Шелкового пути свяжут Китай с 68 странами с общим населением 4,4 миллиарда человек по всей Азии, Африке, Ближнему Востоку и Европе, а вокруг них возникнет целый лабиринт инфраструктурных объектов.
Широко пропагандируемая в СМИ, эта амбициозная программа стала продолжением глобальных устремлений Пекина и центральным элементом ее экономической внешней политики.
«Вслед за разрастанием инфраструктурных и инвестиционных проектов вдоль ОПОП, частные охранные компании из Китая также выходят на международный уровень, чтобы защищать китайские активы и растущее количество граждан страны, живущих и работающих на объектах вдоль маршрутов ОПОП, порой в нестабильных регионах, – говорится в отчете, составленном MERICS и IISS. – По крайней мере, 20 таких компаний, общая численность персонала которых составляет 3200 человек, осуществляют свою деятельность за рубежом, в таких странах как Ирак, Судан и Пакистан».
Тем не менее, большинство этих фирм с юридической точки зрения действуют в «серой зоне» между китайским и международным законодательством, а также законами принимающей страны, в которой они действуют.
В соответствии с законодательством Китая и большинства стран, где они работают, оперативникам запрещено ношение и применение оружия. Для таких компаний как Chinese Overseas Security Group, или COSG, это означает необходимость обучения местного персонала и концентрации основных усилий на логистике и планировании.
Консорциум охранных предприятий COSG был создан в 2016 году и с тех пор действует в Пакистане, Турции, Мозамбике, Камбодже, Малайзии и Таиланде. «Через восемь лет мы планируем обеспечивать безопасность объектов в 50-60 странах, в соответствии с продвижением проектов ОПОП», – сказал генеральный директор COSG Джон Цзян.
Тем не менее, иностранные сотрудники ведущих государственных компаний Китая неоднократно подвергались обстрелу в некоторых горячих точках планеты. Вооруженные китайские охранники оказывали помощь суданской армии в спасении персонала в деревне аль-Аббасия в штате Южный Кордофан в 2012 году.
В 2016 году более 300 рабочих были эвакуированы из Южного Судана. Более тысячи китайских сотрудников вынуждены были покинуть иракский город Самарра двумя годами ранее, после того как правительство страны вступило в вооруженное противостояние с боевиками террористической группировки ДАИШ.
Подобные сенсационные инциденты, давшие пищу множеству слухов и домыслов в прессе, в конечном итоге побудили Пекин усилить свои структуры безопасности за рубежом.
По данным пекинского Исследовательского центра по вопросам безопасности и обороны, к 2016 году Китай обладал приблизительно 3200 сотрудниками служб безопасности, защищающих китайский персонал 16 тысяч компаний, работающих за рубежом.
«Поскольку Китай не обладает мощным военным присутствием в зарубежных странах, а большинство иностранных правительств запрещают частным охранным предприятиям провозить на их территорию оружие, для китайских компаний, работающих в сфере безопасности, крайне важно сформировать тесные связи с местной полицией и военными базами», – сказал глава заграничного отдела компании China Security & Protection Ли Цзян.
Одной из зон повышенного риска является Китайско-Пакистанский экономический коридор, или КПЭК, стоимостью 62 миллиарда долларов, представляющий из себя стержень сети супер-магистралей «Нового Шелкового пути».
Основанный на 3000-километровой сети автомобильных и железных дорог, а также трубопроводов, этот коридор будет служить, помимо прочего, для перемещения нефти и газа из порта Гвадар на Аравийском море в китайский город Кашгар на северо-западе провинции Синьцзян.
Примерно 30 тысяч китайских рабочих участвуют в реализации различных проектов на территории Пакистана. «Трасса КПЭК проходит через печально известные своей нестабильностью и небезопасностью районы Пакистана, – говорится в докладе MERICS и IISS. – Таким образом, имеются довольно значительная обеспокоенность, особенно в тех частях Пакистана, где китайские рабочие подвергались нападениям экстремистов, например, в столице Белуджистана Кветте и Карачи. В декабре 2017 года Пекин даже предупредил китайских граждан в Пакистане о том, что учащение нападений на китайские объекты, вероятно, неизбежно».
Хотя иностранным охранным предприятиям запрещено работать в Пакистане, такие компании как China Overseas Security Group, Frontier Services Group и HuaXin ZhongAn очевидно, нашли лазейки в законодательстве этой страны и продолжают предлагать консалтинговые и практические услуги в сфере безопасности», – говорится в докладе.
Как бы то ни было, экспансия независимых китайских охранных компаний вдоль ключевых маршрутов ОПОП ставит некоторые серьезные вопросы по поводу их подотчетности и прозрачности.
Алессандро Ардуино, который является содиректором Международного центра безопасности и антикризисного управления в Шанхайской академии социальных наук, проследил рост и эволюцию этого сектора в своей книге «Частная армия Китая: защищая Новый Шелковый путь».
«Пока остаются без ответа некоторые важные вопросы, касающиеся деятельности китайских частных охранных предприятий: будут ли они получать заказы от правительства, и намерен ли Пекин составить для них четкий кодекс правил поведения и вытекающий из него алгоритм взаимодействия с местными властями», – отметило в одной из статей японское издание The Diplomat.
Прозрачность – это не слишком модное слово в коридорах китайской власти, но ей придется заставить эту «частную армию» выйти из тени.