Как российская столица планирует уцелеть в случае американского ядерного удара

Согласно данным МЧС России, в случае ядерного нападения на Москву все население города сможет укрыться в подземных защитных сооружениях. Хотя это очень смелое утверждение, Москва и в самом деле славится огромным количеством бункеров, предназначенных для гражданской обороны и военных целей. Рядовой москвич наверняка может рассказать одну или две истории о подземных бункерах, которые он видел сам или о которых слышал от очевидцев. Однако, любопытно, какие виды бункеров существуют, и насколько высока их взрывозащищенность.

В самом общем плане защитные бункеры Москвы можно разделить на четыре типа: подвальные помещения, метро, метро-2 и «сфера». Первые два типа широко применяются для целей гражданской обороны. Последние два в основном используются военными и правительственными учреждениями.

Крупнейшей и наиболее известной системой гражданской обороны в России является Московский метрополитен. Метро специально спроектировано для защиты от ядерного удара. Система имеет не только достаточную глубину, но и специальные элементы укрепления тоннелей, а также взрывостойкие двери, которые обеспечивают полную герметизацию и защиту от взрыва и токсичных осадков. Эти двери обычно устанавливаются на главных станциях метро, в то время как на отдаленных станциях защита может быть более слабой или вовсе отсутствовать.

Новые станции обычно проектируются с системами защиты от взрыва, использующими военные технологии. Примечательно, что станция метро «Парк Победы» построена с применением армированных блоков и вертикальных шахт, выкопанных снизу вверх. Как правило, шахты выкапываются сверху вниз, начиная от поверхности земли, но выемка грунта снизу вверх сводит к минимуму вероятность обнаружения расположения шахт с помощью спутниковой разведки, поскольку строительное оборудование и изъятый грунт находятся под землей.

В дополнение к метрополитену, по всей Москве разбросаны различные бомбоубежища. Эти сооружения довольно небольшие и обладают ограниченной защитой от избыточного давления взрывной волны. Их присутствие обычно выдают дымоходы и вентиляционные отверстия, через которые в бункеры подается свежий воздух. Некоторые из подобных убежищ были переоборудованы в офисы и подземные стоянки для автомобилей. Они относятся к категории подвальных помещений.

Об этих бункерах все известно, поскольку имеются документы, описывающие минимальные проектные требования. Все бункеры должны быть в состоянии выдержать воздушную взрывную волну до ста килопаскалей, а также иметь запасы воды и пищи на двое суток. Кроме того, стандартным требованием является наличие системы фильтрации воздуха. Для работы систем фильтрации воздуха и освещения предусмотрена автономная генерация электроэнергии.

После периода стагнации, правительство, по всей видимости, снова начало вкладывать деньги в этот аспект городской инфраструктуры, а в 2015 году была запущена программа строительства новых и переоборудования старых бункеров гражданской обороны. В 2016 году в стране прошли крупномасштабные учения, в которых приняли участие более 40 миллионов человек.

По поводу военных бункеров имеется гораздо меньше информации, однако известно, что они, как правило, расположены глубже, чем гражданские сооружения. В то время как изначально военные бункеры строились в виде «подвалов» и «метро» (хорошим примером старого бункера в стиле «метро» является музейный комплекс «Бункер-42» на станции «Таганская»), в семидесятые и восьмидесятые годы военные перешли к созданию бункеров типа «сфера» и «метро-2».

Бункеры типа «сфера» были разработаны с целью повысить живучесть бункеров малой заглубленности, поскольку они более дешевы в постройке, чем глубокие. Для достижения большей живучести внешний бункер выполняется в виде сферы. Эта сфера помещается внутри неглубокой круглой шахты. Вокруг сферы устанавливаются амортизаторы, соединяющиеся с внутренним бункером. Эти амортизаторы защищают людей от ударной волны при ядерном взрыве.

Существуют, вероятно, и другие бункеры, которые используют аналогичную технологию, где центральный бункер подвешен на амортизаторах внутри внешней оболочки, с различными вариациями формы этой оболочки. По слухам, существуют также типы «цилиндр» и «гайка» (шестиугольные).

Печально известная система бункеров «метро-2» построена аналогично упомянутому метрополитену, но глубже под землей. Она обладает большей стойкостью к взрыву и содержится в секрете. Говорят, что строили систему в два этапа: первый этап осуществлялся в семидесятые и восьмидесятые годы и носил название Д-6, а второй – в девяностые и нулевые. Строились эти сооружения компанией ОАО «Трансинжстрой», которая также строит гражданские станции метро.

Впрочем, большинство источников, сообщающих о «метро-2», являются спекулятивными и основаны на рассказах любителей подземных путешествий, которые, возможно, натыкались на какие-то входы или выходы «метро-2», или на сообщениях в СМИ девяностых годов об этой системе.

Несмотря на огромное количество защитных бункеров, недавние успехи в развитии технологий и систем подрыва создают угрозу тому, что стандарты защиты сооружений гражданской обороны скоро устареют. По мере совершенствования технологий подрыва, подобных той, что используется в американском взрывателе Super Fuze, растет вероятность того, что давление взрывной волны на конструкции бункеров гражданской обороны значительно превысит их допустимые проектные параметры.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0