Согласно данным МЧС России, в случае ядерного нападения на Москву все население города сможет укрыться в подземных защитных сооружениях. Хотя это очень смелое утверждение, Москва и в самом деле славится огромным количеством бункеров, предназначенных для гражданской обороны и военных целей. Рядовой москвич наверняка может рассказать одну или две истории о подземных бункерах, которые он видел сам или о которых слышал от очевидцев. Однако, любопытно, какие виды бункеров существуют, и насколько высока их взрывозащищенность.
В самом общем плане защитные бункеры Москвы можно разделить на четыре типа: подвальные помещения, метро, метро-2 и «сфера». Первые два типа широко применяются для целей гражданской обороны. Последние два в основном используются военными и правительственными учреждениями.
Крупнейшей и наиболее известной системой гражданской обороны в России является Московский метрополитен. Метро специально спроектировано для защиты от ядерного удара. Система имеет не только достаточную глубину, но и специальные элементы укрепления тоннелей, а также взрывостойкие двери, которые обеспечивают полную герметизацию и защиту от взрыва и токсичных осадков. Эти двери обычно устанавливаются на главных станциях метро, в то время как на отдаленных станциях защита может быть более слабой или вовсе отсутствовать.
Новые станции обычно проектируются с системами защиты от взрыва, использующими военные технологии. Примечательно, что станция метро «Парк Победы» построена с применением армированных блоков и вертикальных шахт, выкопанных снизу вверх. Как правило, шахты выкапываются сверху вниз, начиная от поверхности земли, но выемка грунта снизу вверх сводит к минимуму вероятность обнаружения расположения шахт с помощью спутниковой разведки, поскольку строительное оборудование и изъятый грунт находятся под землей.
В дополнение к метрополитену, по всей Москве разбросаны различные бомбоубежища. Эти сооружения довольно небольшие и обладают ограниченной защитой от избыточного давления взрывной волны. Их присутствие обычно выдают дымоходы и вентиляционные отверстия, через которые в бункеры подается свежий воздух. Некоторые из подобных убежищ были переоборудованы в офисы и подземные стоянки для автомобилей. Они относятся к категории подвальных помещений.
Об этих бункерах все известно, поскольку имеются документы, описывающие минимальные проектные требования. Все бункеры должны быть в состоянии выдержать воздушную взрывную волну до ста килопаскалей, а также иметь запасы воды и пищи на двое суток. Кроме того, стандартным требованием является наличие системы фильтрации воздуха. Для работы систем фильтрации воздуха и освещения предусмотрена автономная генерация электроэнергии.
После периода стагнации, правительство, по всей видимости, снова начало вкладывать деньги в этот аспект городской инфраструктуры, а в 2015 году была запущена программа строительства новых и переоборудования старых бункеров гражданской обороны. В 2016 году в стране прошли крупномасштабные учения, в которых приняли участие более 40 миллионов человек.
По поводу военных бункеров имеется гораздо меньше информации, однако известно, что они, как правило, расположены глубже, чем гражданские сооружения. В то время как изначально военные бункеры строились в виде «подвалов» и «метро» (хорошим примером старого бункера в стиле «метро» является музейный комплекс «Бункер-42» на станции «Таганская»), в семидесятые и восьмидесятые годы военные перешли к созданию бункеров типа «сфера» и «метро-2».
Бункеры типа «сфера» были разработаны с целью повысить живучесть бункеров малой заглубленности, поскольку они более дешевы в постройке, чем глубокие. Для достижения большей живучести внешний бункер выполняется в виде сферы. Эта сфера помещается внутри неглубокой круглой шахты. Вокруг сферы устанавливаются амортизаторы, соединяющиеся с внутренним бункером. Эти амортизаторы защищают людей от ударной волны при ядерном взрыве.
Существуют, вероятно, и другие бункеры, которые используют аналогичную технологию, где центральный бункер подвешен на амортизаторах внутри внешней оболочки, с различными вариациями формы этой оболочки. По слухам, существуют также типы «цилиндр» и «гайка» (шестиугольные).
Печально известная система бункеров «метро-2» построена аналогично упомянутому метрополитену, но глубже под землей. Она обладает большей стойкостью к взрыву и содержится в секрете. Говорят, что строили систему в два этапа: первый этап осуществлялся в семидесятые и восьмидесятые годы и носил название Д-6, а второй – в девяностые и нулевые. Строились эти сооружения компанией ОАО «Трансинжстрой», которая также строит гражданские станции метро.
Впрочем, большинство источников, сообщающих о «метро-2», являются спекулятивными и основаны на рассказах любителей подземных путешествий, которые, возможно, натыкались на какие-то входы или выходы «метро-2», или на сообщениях в СМИ девяностых годов об этой системе.
Несмотря на огромное количество защитных бункеров, недавние успехи в развитии технологий и систем подрыва создают угрозу тому, что стандарты защиты сооружений гражданской обороны скоро устареют. По мере совершенствования технологий подрыва, подобных той, что используется в американском взрывателе Super Fuze, растет вероятность того, что давление взрывной волны на конструкции бункеров гражданской обороны значительно превысит их допустимые проектные параметры.