В то время как внимание ведущих средств массовой информации и политических кругов США сосредоточено на российском «вмешательстве» в президентские выборы 2016 года, гораздо более целесообразно было бы вместо этого обратиться к той роли в избрании Трампа, которую сыграл Китай. Именно этой обеспокоенностью должна сегодня руководствоваться Америка в своих действиях.
Многолетняя хищническая торговая политика Китая нанесла тяжелый ущерб Соединенным Штатам, а наиболее серьезно пострадали рабочие центральных штатов.
Эта хищническая политика включала в себя, в первую очередь, такие методы как манипулирование курсом валюты, недобросовестная торговая практика, и самое главное, кража интеллектуальной собственности. Сочетание всех этих действий нанесло сильный удар по американским рабочим, занятым в производственной сфере. Безработица, десятилетия снижения доходов и потери достоинства – такова цена, которую заплатили многие из этих рабочих.
Демократы, в сущности, мало что делали для того, чтобы смягчить разочарование и недовольство рабочих, занятых в перерабатывающей промышленности, провальной торговой политикой США. В течение многих лет они вынуждены были молча наблюдать, как их рабочие места уходят за рубеж. Трамп знал об их тяжелом положении и выразил свою готовность что-то предпринять. Поэтому американские рабочие отдали ему свои голоса на выборах, причем не только в «красных», но и в традиционно «синих» штатах. Его экономическая политика в настоящее время направлена на то, чтобы развернуть вспять многолетнюю тенденцию игнорирования китайской угрозы экономике США и начать противостоять этой угрозе прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.
Китайцы манипулируют обменным курсом своей валюты на протяжении нескольких десятилетий, а Америке не хватало лидерства и политической воли, чтобы дать им достойный отпор. Именно этим объясняется тот факт, что у Америки в 2017 году был 375-миллионный дефицит торгового баланса с Китаем, и избранные члены Конгресса должны были бы это прекрасно понимать. Экспорт США а Китай составил в прошлом году 130 миллиардов долларов, в то время как импорт превысил 500 миллиардов долларов. В списке статей американского импорта первые две строки занимают электроника и промышленное оборудование.
Китайцы ежемесячно экспортируют в Соединенные Штаты огромное количество промышленных товаров благодаря дешевой рабочей силе и благоприятному обменному курсу юаня, установленному Центральным банком Китая. После того, как они продают эти свои товары американским компаниям и частным потребителям, они депонируют прибыль в китайских банках, что позволяет затем Банку Китая реинвестировать эти доходы, главным образом, путем приобретения казначейских облигаций США. В настоящее время резервы Китая в долговых бумагах Минфина составляют боле триллиона долларов, что делает его крупнейшим иностранным держателем американского внешнего долга. Вторым главным кредитором Америки является Япония.
Этот беспроигрышный маневр Китай осуществляет с целью искусственного снижения обменного курса, поскольку центральный банк реинвестирует прибыль в американские активы. Помните, что доллары им нужны для покупки американских ценных бумаг, а не юаней. Таким образом, курс доллара растет (или остается высоким), в то время как курс юаня остается неизменным или падает, как это было прошлой весной. Описанный цикл гарантирует, что китайские товары остаются дешевыми для всего мира. Поскольку Китай является главным экспортером мира, логично было бы ожидать, что стоимость его национальной валюты будет расти, а не падать.
Ирония в связи с тарифами, недавно введенными в отношении Китая, заключается в том, что начиная с апреля юань обесценился по отношению к американскому доллару примерно на 10 процентов, тем самым обнулив действие 10-процентного тарифа. Таким образом, фактически, поскольку применение тарифов происходит некоторым с временным лагом, китайцы все равно получили преимущества в сравнении с американскими производителями.
Следует признать, что Соединенные Штаты сами дали Китаю билет первого класса в систему мировой торговли, когда наш Конгресс проголосовал на двухпартийной основе за прием Китая во Всемирную торговую организацию.
Отчет торгового представителя США Конгрессу за 2017 год гласит: «Сегодня, почти два десятилетия спустя после своего обещания поддержать многостороннюю торговую систему ВТО, китайское правительство по-прежнему осуществляет широкий спектр постоянно развивающихся мер интервенционистской политики, направленных на ограничение доступа китайских потребителей к импортным товарам и услугам, а также к иностранным производителям и поставщикам этих услуг. В то же время Китай предлагает постоянное государственное покровительство, ресурсы и правовую поддержку различным отраслям промышленности, в том числе посредством инициатив, направленных на хищение передовых технологий у иностранных компаний во всех секторах экономики».
Китай получил все права, предоставляемые странам-членам Всемирной торговой организации, при этом игнорируя возложенные на них обязанности. Согласно недавнему отчету торгового представителя США Роберта Лайтхайзера, американские компании ежегодно теряют 50 миллиардов долларов в виде недополученной прибыли, что вызвано хищением интеллектуальной собственности со стороны Китая, или вынужденной передачей технологий.
Так, в недавнем сообщении агентства Bloomberg, озаглавленном «Что такое интеллектуальная собственность, и как Китай ворует ее?», говорится: «Американские чиновники нашли убедительные доказательства того, что Китай использует ограничения в отношении иностранной собственности, чтобы вынудить американские компании передавать свои технологии местным предприятиям, а также того, что китайские власти поддерживают и осуществляют кибер-атаки против американских компаний с целью получения доступа к коммерческой тайне».
Экономика Китая двадцать лет назад была седьмой по величине в мире, занимая место между Италией и Бразилией. За этот период она выросла почти в пять раз, и сегодня уступает только американской, составляя более 60 процентов от объема экономики США. На протяжении периода с 1989 по 2018 год китайская экономика росла с годовым темпом около 9,6 процента, намного опережая по этому показателю американскую экономику с ее 3-процентным экономическим ростом.
С другой стороны, Россия в 2017 году занимала в списке крупнейших экономик мира 11-е место (в номинальном исчислении), и ее объем составляет около 8 процентов по сравнению с Соединенными Штатами. Если экономику США оценить в один доллар, то Россия стоит меньше десятицентовой монетки. Таким образом, не следует заблуждаться: вовсе не Россия, а именно Китай атакует Америку.