Как далеко готов зайти Вашингтон в своей политике санкций против России

Все новые американские санкции обрушиваются на Россию. Очередной пакет, вступивший в силу на прошлой неделе, обусловлен попыткой отравления бывшего двойного агента Сергея Скрипаля в Британии. Он стал продолжением серии экономических карательных мер, предпринимаемых США, чтобы наказать путинскую Россию за ее «злокозненную» деятельность по всему миру.

Однако, хотя они и стали основным оружием в новой холодной войне против России, санкции не вынудили Москву пойти на сколько-нибудь значительные уступки, по крайней мере, до сих пор. А учитывая устойчивость российской экономики и зависимость западноевропейских стран от поставок нефти и газа из России, маловероятно, что они достигнут своей цели в обозримом будущем.

Пакет санкций, только что введенный администрацией Трампа, лишит Россию американских кредитов, а также поставит под запрет финансовую помощь и экспорт чувствительных в отношении безопасности товаров, технологий и вооружений.

Эти меры призваны наказать Москву за якобы совершенное покушение на убийство бывшего шпиона Сергея Скрипаля и его дочери, которые были госпитализированы после того, как в марте нынешнего года подверглись отравлению нервнопаралитическим веществом в британском городе Солсбери.

Британия решительно утверждала, впрочем, без каких бы то ни было реальных доказательств, что за попыткой покушения стояло российское правительство. Как и во всех предыдущих случаях, Москва отреагировала на новые санкции полным пренебрежением.

Она отвергла все обвинения и назвала меры США «незаконными». Постоянный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в очередной раз указала на отсутствие доказательств, подтверждающих обвинения США. Она заявила, что дело Скрипаля было использовано администрацией Трампа в качестве предлога для введения новых санкций в отношении России.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал, что российское правительство оценивает возможные последствия новых санкций, и заверил общественность в том, что в конечном итоге будут приняты ответные меры, которые «наилучшим образом соответствуют интересам России».

Обвиненная в нарушении Закона об искоренении химического и биологического оружия и военных действий от 1991 года, по мнению Соединенных Штатов, Москва теперь должна доказать, что в будущем не намерена использовать химическое оружие, позволив международным наблюдателям провести инспекции и исследования почвы на российских объектах.

Если Москва откажется повиноваться, в ноябре последует новый, гораздо более жесткий пакет санкций. Они будут включать тотальный запрет на торговлю, сокращение дипломатических отношений и запрет российским перевозчикам, таким как компания «Аэрофлот», совершать посадки на территории США. Как бы то ни было, маловероятно, что Москва выполнит американские требования, которые МИД России уже определил как «неприемлемые».

«Использование языка ультиматумов в диалоге с Россией ни к чему не приведет, – заявила Захарова. – Всем хорошо известно, что в прошлом году Россия полностью уничтожила все запасы химического оружия в строгом соответствии с соответствующими международными конвенциями».

Итак, насколько новые жесткие санкции способны повлиять на российскую экономику? По данным международного рейтингового агентства Moody’s, учитывая относительно низкую зависимость России от американских поставок (на Соединенные Штаты приходится всего 5,5 процентов российского импорта), этот раунд санкций вряд ли нанесет серьезный ущерб.

Более того, принятые санкции вступили в силу со значительными исключениями, касающимися национальной безопасности Соединенных Штатов. Эти исключения затрагивают такие сферы как гражданская авиация, межправительственное сотрудничество в космосе и операции с отдельными государственными предприятиями России.

Из-за этих обстоятельств, ущерб будет нанесен скорее побочными эффектами от санкций, сколько самими санкциями. Так, в связи с нестабильностью, охватившей российский рынок, в первой половине 2018 года иностранные инвестиции сократились более чем на 50 процентов по сравнению с предыдущим годом.

Сразу после того, как Вашингтон в августе объявил о введении новых санкций, обменный курс российского рубля достиг низшей отметки с 2016 года, а российский фондовый рынок существенно просел.

«Финансовые санкции представляют самую серьезную опасность для настроений российского рынка и внешних инвесторов, – сказала Елена Кожухова, аналитик компании «Велес Брокер». – Если они будут введены, фондовые рынки и российская валюта вновь пострадают».

Экономист Олег Буклемишев сказал «Новой газете», что атмосфера нестабильности, порожденная американскими санкциями, является «идеальным рецептом для погружения в экономическую стагнацию», поскольку инвесторы опасаются вкладывать капитал из-за возможных дальнейших карательных мер. Эти опасения нельзя  назвать необоснованными, принимая во внимание тот факт, что американский Конгресс рассматривает очередные законопроекты, посвященные новым санкциям.

В преддверие промежуточных выборов, Вашингтон стремится усилить давление на Москву, чтобы предотвратить любое возможное вмешательство. Советник по национальной безопасности США Джон Болтон уже высказался с предостережениями против российского вмешательства в предвыборную кампанию, добавив, что Соединенные Штаты готовят «все необходимые меры, чтобы не допустить этого».

Одной из таких мер был новый двухпартийный законопроект «О защите американской безопасности от кремлевской агрессии». В случае одобрения Конгрессом, этот закон запустит так называемые «санкции из ада», включая запрет на деятельность российских государственных банков в США, а также на любые инвестиции американских резидентов в российские государственные энергетические компании и связанные с ними предприятия.

По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, эти меры Конгресса, в случае их вступления в силу, будут восприняты как «объявление экономической войны», на которую Россия должна будет ответить «экономическими, политическими, и, если это будет необходимо, иными способами».

Чтобы защитить себя заранее от усиливающейся экономической изоляции, Россия уже предприняла превентивные меры. Так, Центральный банк России избавился от большей части казначейских облигаций США и значительно увеличил свои золотовалютные резервы, чтобы снизить зависимость от американского доллара. Недавно объявленная пенсионная реформа и повышение налога на добавленную стоимость, которое, как ожидается, вступит в силу в следующем году, должны обеспечить дополнительные доходы бюджета и укрепить «обороноспособность» России перед лицом американских санкций.

Однако, эта финансовая баррикада, скорее всего, будет связана с политическими издержками для российских властей. По мнению многих наблюдателей, она приведет к снижению общественной поддержки Путина внутри страны.

Учитывая антисанкционную устойчивость России и упомянутые превентивные меры, только особенно серьезные шаги, такие как обращение санкций против суверенного внешнего долга или удар по экспорту нефти и газа, способны существенно потрясти российскую экономику.

Россия является крупнейшим экспортером природного газа в мире, причем среди покупателей российского газа многие ведущие европейские союзники Вашингтона. Если Россия будет отрезана от европейских рынков, это может вызвать глобальный энергетический кризис. А санкции в отношении всех 486 миллиардов российского внешнего долга также приведут к серьезным потерям для инвесторов, многие из которых являются американскими резидентами.

Итак, никакого удовлетворительного решения не видно. Нежелание России переориентировать свою внешнюю политику в сочетании с неготовностью США вступить в тотальную экономическую войну означает что эта классическая тупиковая ситуация вряд ли будет урегулирована в обозримом будущем.

 

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0