Bloomberg: Россия должна выкупать свои долговые облигации

Россия, согласно заявлению  заместителя министра финансов Владимира Колычева, готова выкупить свой внутренний долг на открытых рынках, если Соединенные Штаты введут санкции в отношении этих бумаг, или если их волатильность станет существенно выше обычной. Эта идея представляется экспертам вполне логичной для тех стран, которые видят в иностранных держателях облигаций источник нестабильности, а именно так должна воспринимать их нынешняя путинская Россия.

В феврале банк ЮниКредит сообщил в своей аналитической записке, что на некоторых формирующихся рынках динамика внутреннего долга страны, находящегося в иностранной собственности, демонстрирует высокую степень корреляции с номинальным обменным курсом национальной валюты. Каждый процент увеличения доли иностранной собственности приводит к 0,47-процентному повышению курса национальной валюты в Венгрии, 0,8-процентному – в Индонезии и Мекские, и 1,4-процентному – в Турции.

Теперь этот эффект можно увидеть в действии: даже если абсолютные цифры не вполне вписываются в модель банка ЮниКредит, направление тренда совершенно очевидно. В этом году, согласно данным, собранным агентством Bloomberg, инвестиции во внутренний долг Турции сократились примерно на 55 процентов, а курс турецкой лиры по отношению к доллару США снизился на 43 процента. В России доля иностранной собственности на долговые облигации в течение первого полугодия снизилась примерно на 10 процентов, а рубль обесценился на 43 процента в годовом исчислении. В то же время, иностранные инвестиции во внутренний долг Мексики выросли на 0,2 процента, а песо подорожал почти на 2 процента.

Одной из причин валютной эпидемии в развивающихся странах является то, что повышение ставок сделало долларовые активы более привлекательными, а инвесторы, которые перегоняли ликвидность, созданную в результате многих лет мягкой денежно-кредитной политики в богатом мире, в активы развивающихся рынков, практически утратили аппетит к риску.

Иностранные инвестиции в облигации той или иной страны укрепляют ее валюту и снижают доходность, но в то же время иностранцы часто являются теми, кто убегает с рынка при первых же признаках грядущих потрясений. Их реакция на негативные новости, как правило, бывает более ярко выражена по сравнению с отечественными инвесторами. Возможно, это объясняется тем, что у последних меньше инвестиционных возможностей или больше веры в собственную страну, чем у иностранных охотников за добычей, которые готовы попытать счастья на чужбине.

В мае, как только иностранцы активизировали продажу турецких облигаций в ответ на объявление Реджепа Тайипа Эрдогана о намерении взять экономику под более жесткий личный контроль, банк Goldman Sachs порекомендовал инвесторам быть крайне осторожными с развивающимися рынками, обремененным большим количеством долгов, принадлежащих иностранцам.

Националистические правительства Восточной Европы, особенно Венгрия и Польша, давно рассматривают высокие показатели иностранной собственности на их долги как сигнал об опасности. С их точки зрения, это показатель внешней зависимости и потери суверенитета. В интервью агентству Bloomberg в начале этого года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий с гордостью говорил о снижении доли польского долга в руках нерезидентов на 10 процентов (с 60 процентов до 50) за последние три года. Однако, судя по последнему валютному кризису, количество долговых бумаг в руках иностранцев не является проблемой, если оно рассматривается относительно общей суммы задолженности страны или ее ВВП.

Страны, подвергшиеся наиболее сильному удару нынешнего валютного кризиса, не имели самую большую долю долговых бумаг в собственности иностранцев (синим —  задолженность внешних кредиторов в процентах от ВВП; черным — доля внешних кредиторов в долге; серым — валютная выручка с начала года по отношению к доллару США)

От нынешнего валютного кризиса больше всех пострадали вовсе не те развивающиеся страны, у которых слишком большой объем долга принадлежит иностранцам, и даже не те, у кого наибольшие абсолютные показатели внешнего долга. Самый сильный удар пришелся на те страны, которые генерировали наиболее тревожные новости.

Так, Турция пострадала от экономического волюнтаризма Эрдогана и очевидной консолидации его авторитарного режима. Бразилия стоит перед выборами с крайне неопределенными результатами, и среди кандидатов нет никого, представляющего интересы инвесторов. Россия попала под удар все более суровых американских санкций, и конца этому пока не видно. Аргентина и Южная Африка, еще две страны, валюты которых входят в пятерку неудачников в этом году, сталкиваются с серьезными сомнениями относительно  адекватности их экономической политики.

Именно для стран, генерирующих плохие новости, иностранная собственность на долг представляет опасность. Если вы управляете страной, которая имеет тенденцию занимать первые места в негативных, с точки зрения инвесторов, заголовках прессы, то есть если вы – Путин, сопротивляющийся Соединенным Штатам, или Эрдоган, заинтересованный в усилении контроля над экономикой, любое серьезное количество ваших долговых бумаг в руках у иностранцев – проблема.

Иностранцы первыми покинут вашу страну, оказав давление на национальную валюту. Между тем, внутренние инвесторы могут остаться верны родине, поскольку у них есть более долгосрочная перспектива и более глубокое понимание ситуации на местах, чем можно получить из новостных сообщений.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0