На днях произошла сенсация, которая вернула усилия США в области биологического оружия в центр внимания. 11 сентября российские СМИ сообщили, что исследовательская лаборатория Центра общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара в окрестностях Тбилиси, специализирующаяся на исследованиях высокоактивных опасных для жизни веществ, использует людей для проведения биологических экспериментов.
Об этом заявил бывший министр государственной безопасности Грузии Игорь Георгадзе в ходе пресс-конференции в Москве. Он призвал президента США Дональда Трампа начать расследование. Георгадзе заявил, что располагает списком граждан Грузии, умерших от гепатита после прохождения лечения в упомянутой лаборатории в 2015 и 2016 годах. Многие из них скончались в один и тот же день. В рассекреченных документах нет ни указаний о причинах смерти, ни настоящих имен умерших.
По словам Георгадзе, секретная лаборатория, которой фактически управляют американские военные, была создана во время пребывания у власти бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Исследуемые там вирусы могут распространиться на соседние страны, в том числе и на Россию, предупредил он.
Работа лаборатории строго засекречена. Доступ к объекту имеют только американские сотрудники. Этим людям в соответствии с Договором о военном сотрудничестве между США и Грузией от 2002 года предоставлен дипломатический иммунитет.
Издание Eurasia Review сообщило, что в 2014 году Центр Лугара получил специальный объект по разведению насекомых для запуска проекта Sand Fly в Грузии и других местах на Кавказе. В 2014-2015 годах, укусы москитов, таких как флеботомус, вызывали у людей лихорадку. Согласно утверждениям указанного источника, «сегодня Пентагон проявляет огромный интерес к исследованиям такого заболевания как туралемия, известного также как «заячья лихорадка», которое приравнивается к биологическому оружию. Распространителями этой болезни могут быть клещи и грызуны».
Это напоминает о заявлении, сделанном в 2015 году главой Совета безопасности России Николаем Патрушевым. Он предупреждал об угрозе, исходящей от лабораторий биологического оружия, которые действуют на территории Содружества Независимых Государств (СНГ). Патрушев особо упомянул Центр имени Ричарда Лугара в Грузии.
Соединенные Штаты располагают 25 биологическими лабораториями во всем мире, в том числе и на постсоветском пространстве. Они финансируются Управлением по сокращению военной угрозы Министерства обороны США (DTRA). Иностранным инспекторам запрещен доступ к этим объектам. Следует отметить, что в разное время был опубликован ряд независимых журналистских расследований, которые подтверждают, что американские военные проводят секретные испытания, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья населения.
Джеффри Силверман, американский журналист, много лет живущий в Грузии, уверен, что Центр имени Ричарда Лугара, как и другие подобные лаборатории, занимается тайной деятельностью по созданию биологического оружия. Грузия и Украина недавно были поражены таинственными вспышками заболеваний, в результате которых погиб скот, а человеческие жизни оказались под угрозой С 2016 года. Вооруженные силы США управляют Центральной референс-лабораторией в столице Казахстана Алматы. Время от времени в стране происходят акции протеста против функционирования этого объекта.
В 2013 году полковник китайских ВВС Дай Сю обвинил американское правительство в создании новых штаммов птичьего гриппа, охвативших часть Китая, назвав это биологической атакой против его страны. По его словам, американские военные выпустили вирус птичьего гриппа H7N9 намеренно, и это было актом биологической войны. Сообщается также, что источником вируса Эбола в Западной Африке были военные биологические лаборатории Соединенных Штатов.
Российские эксперты не исключают возможности использования Соединенными Штатами «грязной бомбы» в качестве биологического оружия. Пару лет назад в России и Южной Осетии были обнаружены москиты с вирусом Зика, которые вызывают вспышки гриппа у людей и животных.
Эти действия Соединенных Штатов являются прямым нарушением Конвенции о запрете химического оружия, юридически обязывающего соглашения, запрещающего химические вооружения. В сущности, эта конвенция запрещает разработку, производство, приобретение, передачу, хранение, накопление запасов и использование биологического и токсичного оружия, и является ключевым элементом усилий международного сообщества по борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Конвенция вступила в силу в 1975 году, и на сегодняшний день ее ратифицировала 181 страна.
Конвенция о запрещении химического оружия подтверждает Женевский протокол 1925 года, который запрещает использование биологического оружия. В 1969 году президент США Ричард Никсон официально положил конец всем наступательным проектам в американской программе биологического оружия. В 1975 году Соединенные Штаты ратифицировали Женевский протокол и упомянутую Конвенцию.
В период между 1995 и 2001 годами велись переговоры по поводу международно-обязывающего протокола верификации, который включал бы инспекции объектов на местах независимыми структурами по заказу ОЗХО. Соединенные Штаты отказались подписать этот документ, и этот отказ Америки стать частью механизма верификации обрекает на неудачу любые попытки повышения эффективности ОЗХО. Каждые пять лет проводится конференция, на которой обсуждается действие Конвенции и ее практическое применение.
Последняя такая конференция, созванная в ноябре 2016 года, принесла большое разочарование, поскольку участникам не удалось достичь согласия как по поводу заключительного документа, так и в отношении программы работы организации до следующей конференции, которая состоится в 2021 году.
На сегодняшний день почти не осталось надежд на то, что ОЗХО когда-нибудь укрепит свои позиции и «обзаведется зубами». Без механизма проверки, американские военные лаборатории, занимающиеся биологическим оружием, всегда будут оставаться причиной для тревоги.
Эта проблема достаточно серьезна, чтобы быть включенной в глобальную архитектуру безопасности. Генеральная Ассамблея ООН является самым подходящим местом, чтобы обсудить ее. Тем более, что 18 сентября открывается 73-я сессия этой влиятельной международной организации.