Военно-морским силам западных стран есть, чего опасаться. Вторая российская подводная лодка класса «Северодвинск», К-561 «Казань», являющаяся модернизацией проекта 08851 «Ясень-М», 24 сентября впервые вышла в море для прохождения заводских ходовых испытаний.
Эта мощная атомная подводная лодка с управляемыми ракетами на борту была спроектирована Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Малахит» и построена в городе Северодвинске на севере России. «Казань» была спущена на воду 8 апреля 2027 года и изначально должна была встать в строй ВМФ в декабре этого года, однако строительные работы на корабле шли с задержкой. На сегодня поставка корабля Северному флоту ожидается не ранее 2019 года. Как бы то ни было, эта подводная лодка, похоже, станет самым грозным противником, с которым когда-либо сталкивались ВМС США.
Первый корпус «Северодвинск», заложенный ещё в далёком 1993 году и введённый в строй в декабре 2013 года, уже успел произвести сильное впечатление на американских военных моряков. В 2014 году, вскоре после постановки этой подлодки на дежурство контр-адмирал Дэйв Джонсон, занимавший на тот момент должность руководителя программы командования военно-морских систем NAVSEA, сказал, что был настолько впечатлён российской подводной лодкой, что даже заказал для себя изготовить модель «Северодвинска».
«Мы столкнёмся с мощным вероятным противником. Стоит только посмотреть на «Северодвинск», российскую атомную подводную лодку с управляемыми ракетами. Я настолько впечатлён этим кораблём, что попросил Carderock построить его модель по данным из открытых источников. Остальной мир тоже не стоит на месте в вопросах усиления своих подводных возможностей» — сказал Джонсон на симпозиуме Лиги подводного флота в 2014 году в Фоллс-чёрч, штат Вирджиния.
Позднее, 8 июля 2016 года, контр-адмирал Майкл Джебейли, курировавший на тот момент программы подводного флота, заявил во время выступления в Центре стратегических и международных исследований о том, что ВМС США запустили программу снижения акустической заметности ударных субмарин класса «Вирджиния» в ответ на появление АПЛ класса «Северодвинск» с целью добиться превосходства в этой части.
» Это наш ответ на продолжающееся повышение качества субмарин нашими заклятыми друзьями, — сказал Джебейли, — С созданием «Северодвинска» русские значительно продвинулись вперёд в плане акустической маскировки. Мы хотим опередить их. Нам не нужен никакой акустический паритет, в сфере подводных сил мы всегда хотим быть лучше, чем любая другая страна».
Адмирал Джеймс Фогго, ныне – командующий ВМС США в Европе, в 2016 году поведал изданию National Interests о своём впечатлении от «Северодвинска»: «Это очень впечатляющая подводная лодка, — сказал он, — если вы посмотрите на состав ВМФ Российской Федерации, то вы поймёте, что свои ресурсы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские усилия они преимущественно сосредоточили на развитии подводного флота».
«Хотя «Северодвинск» и его более современные аналоги, такие как «Казань», весьма достойные подводные лодки, флот США пока ещё сохраняет преимущество, — говорит Фогго, — Но Россия продолжит вкладываться в исследования и разработки субмарин, и будет продолжать строить подводный флот с недостижимыми ранее возможностями. Я верю, что мы – Запад, всё ещё имеем асимметричное преимущество. Я думаю, что они продолжат совершенствование своих подводных лодок для того, чтобы достичь паритета с Западом, включая нас».
АПЛ «Казань» это пример усилий России по модернизации её подводных технологий. «Казань», по-видимому, примерно на 10 метров короче своего предшественника, но, похоже, обладает большей ударной мощью. По некоторым данным, обновлённая версия «Ясеня-М» имеет восемь торпедных аппаратов, что на два меньше, чем у оригинального «Северодвинска», но при этом в неё добавлены две дополнительные пусковые шахты – всего десять. Можно предположить, что в каждой из этих ракетных шахт может быть размещено по четыре ракеты — таким образом «Казань» и следующий за ней «Ясень-МС» в состоянии нанести сокрушительный упреждающий удар.