Как на самом деле обстоят дела с российской экономикой?

Экономики многих стран, глубоко скооперированных с экономикой США, пострадали из-за рыночных потрясений, связанных с разгорающейся Торговой войной. Настолько сильно, что МВФ даже снизил прогноз мирового роста, а также прогнозы роста большинства развивающихся экономик, включая Россию.

На прошлой неделе Министерство финансов Российской Федерации с удовлетворением опубликовало вполне благополучные экономические данные. В первую очередь это сильный профицит федерального бюджета, составивший 2,5 триллиона рублей за первые девять месяцев 2018 года, значительно превышающий ожидаемый профицит в 2,2 триллиона рублей. Вопреки общепринятому мнению, перевыполнение бюджета произошло не благодаря высоким ценам на нефть, а скорее благодаря 15-процентному годовому приросту прочих, не связанных с нефтью доходов, который также превысил запланированные 10 процентов годового роста. Это стало результатом более эффективного сбора налоговых отчислений, а также строго контролируемого роста расходов на 2 процента в год, при удержании его на минимальной планке из указанных правительством 2-5 процентов.

При сохранении текущей тенденции годовой профицит может остаться на уровне 2,5 триллиона рублей, что превышает 2 триллиона рублей, исходящих из последнего пересмотра макроэкономических предпосылок, включённых в официальный проект бюджета. Поскольку это явилось результатом улучшения ненефтяного баланса, это также подтверждает правильность принятого Минфином решения об урезании в 2018 году программы размещения чистых внутренних заимствований на 480 миллиардов, до 560 миллиардов рублей.

У России имеются также и другие возможности для снижения огромных 1,7-триллионных чистых внутренних заимствований, используя программу размещения, намеченную на 2019 год. Это произойдет только в том случае, если фактический курс рубля в следующем году окажется слабее, чем курс в 63,9 рубля за доллар США, заложенный в бюджет.

Пока действует бюджетное правило, программа заимствований может быть урезана как следствие удешевления рубля; более высокого, чем ожидалось, роста ненефтяных доходов или более низких, чем ожидалось, расходов. Если Россия ослабит бюджетное правило, то есть повысит цену на нефть на 5 долларов за баррель, то, по оценкам ING Group, это добавит дополнительные поступления от продажи нефти в размере 650-700 миллиардов рублей, доступных для распределения по статьям расходов. Таким образом, программа заимствования может быть снижена на вышеуказанную сумму. Учитывая ухудшение состояния рынка, такую меру исключать нельзя.

Общий прогресс России свидетельствует о том, что её доходы не зависят исключительно от нефтяной отрасли страны, что фактически побудило МВФ переоценить свой прогноз роста ВВП России и повысить его до 1,8 процента в 2019 году. Более того, с 2014 года вся экономика России основывалась на худших сценариях. По сути, заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева заявила, что Центробанк рассматривает все сценарии рисков, включая снижение цены на нефть до 35 долларов за баррель, а также дополнительные санкции. Таким образом, учитывая то, что российские экономические данные говорят в её пользу, а МВФ улучшил свой прогноз в отношении её роста, Россия остаётся в сильном положении.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0