Реформы российского рынка юридических услуг, который в настоящее время является нерегулируемым, по словам местных юристов, могут спровоцировать исход международных компаний. На этой неделе делегаты конференции «Неделя российского права», проходившей в Лондоне, обсудили предложения Министерства юстиции Российской Федерации под названием «Проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи».
Одно из предложений, опубликованных в октябре прошлого года, предусматривает требование ко всем юридическим фирмам получать статус «адвокатских компаний». Только те компании, которые будут зарегистрированы в соответствии с российским законодательством как «адвокатские», получат право оказывать юридические услуги в российских судах. В настоящее время рынок юридических услуг России не регулируется, то есть любому человеку, даже не имеющему никакой соответствующей квалификации, позволено оказывать платные юридические консультации.
Еще одно изменение в проекте правил заключается в том, что они содержат положение, запрещающее непосредственный контроль российских фирм не-адвокатами, причем это касается в том числе и иностранных граждан. Однако, как сообщается, это положение в настоящее время находится на рассмотрении.
Рустам Кумраев, управляющий партнер московской юридической фирмы «Рустам Кумраев и партнеры», и бывший юрист международной фирмы, заявил, что эти изменения приведут к созданию более локальных фирм и исходу крупных международных юридических компаний с российского рынка.
«Иностранные фирмы в России будут сталкиваться с трудностями и в конечном итоге превратятся в представительства или филиалы этих компаний», – сказал он делегатам конференции. Кумраев также добавил, что предлагаемые изменения создадут дополнительные возможности для небольших бутиковых российских компаний (бутиковая компания — консалтинговая фирма, занимающаяся предоставлением специализированных услуг, обычно в какой-то конкретной отрасли, прим. mixednews).
Елена Авакян, советник президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, заявила, что целью реформы было вовсе не «вытеснение» с рынка иностранных компаний, а установление контроля над «116 тысячами индивидуальных игроков», которые в настоящее время имеют право предоставлять юридические услуги.
Оксана Балаян, управляющий партнер московского представительства международной юридической компании Hogan Lovells, сказала, что положение, требующее статуса «адвоката», было одним из пяти аспектов, за которыми компания внимательно следила. Около двадцати международных фирм, в том числе ряд крупнейших игроков лондонского Сити, имеют в настоящее время представительства в России.
Балаян сравнила реакцию международных юридических фирм на предложения Министерства юстиции с «прохождением через пять стадий горя». «Мы перешли от отрицания и гнева к подавленности и попыткам найти компромисс, прежде чем, в конце концов, смирились с этими изменениями», – сказала она. Однако, Балаян призвала к тому, чтобы фирмам было предоставлено больше времени для осуществления предлагаемых изменений, например, пять лет вместо одного или двух.