На этой неделе китайский президент Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин извлекли максимум пользы из отсутствия президента Трампа на двух крупных саммитах. Путин встретился с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Сингапуре, а Си Цзиньпин принял участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Новой Гвинее. В Азии, где экономика представляет собой стратегию, Си Цзиньпин и Путин претендуют на роль авангарда нового подхода к глобализации.
Подпись к изображению: Председатель КНР Си Цзиньпин встречает в Пекине российского президента Владимира Путина, чтобы обсудить экономическое и военное сотрудничество между двумя странами
В последнее время Си Цзиньпин и Путин любят призывать к открытости и инклюзивности, присваивая западную терминологию, чтобы подогреть недовольство во многих странах, которые больше других выиграли от глобализации. Они даже объявили в 2015 году о намерении связать между собой их главные интеграционные проекты, и с тех пор этот политический акт постоянно реанимируется при помощи бесчисленных совместных заявлений и церемоний подписания меморандумов. Не стала исключением и прошлая неделя. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) предусматривает инвестиции в инфраструктурные проекты в объеме 1 триллиона долларов, торговые соглашения и укрепление культурных связей более чем с 80 странами. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) ставит Россию в центр единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Проблема заключается не в том, что Америка не осознает этой угрозы, а в том, что у нее нет последовательной стратегии противодействия сближению России и Китая. «Москва и Пекин разделяют общую заинтересованность в ослаблении глобального влияния Соединенных Штатов и активно сотрудничают в этом направлении», – гласил доклад Разведывательного управления Министерства обороны США, опубликованный в 2017 году. Однако, непреднамеренным кумулятивным эффектом санкций США против России и тарифов против Китая будет ускорение роста той самой угрозы, которой Вашингтон пытается избежать: антизападного партнерства между крупнейшей ядерной державой мира и второй по величине экономикой.
Однако, наихудшего сценария еще можно избежать. К счастью, для китайско-российского партнерства по-прежнему характерен некоторый аромат искусственности. Оно поддерживается в большей степени лидерами на высшем уровне, чем реальными событиями на местах. После каждого очередного раунда церемониальных подписаний совместных документов, а также заверений в дружбе и партнерстве, становится видна беспощадная реальность: Китай значительно превосходит Россию в экономическом и демографическом отношении. Учитывая многовековую историю иноземных вторжений, российская паранойя по поводу иностранных держав, приближающихся к ее границам, не может исчезнуть в одночасье.
Как бы то ни было, российское руководство необходимо убедить в том, что угрозу, исходящую от экономической мощи Китая, следует воспринимать столь же серьезно, как и военную угрозу со стороны Запада. Грандиозные амбиции Китая пронизывают Россию и соседние фразы, но инвестиции и многочисленные инфраструктурные проекты в рамках ОПОП пока не вызывают тревогу в Москве. Россия является шлюзом для китайского сухопутного наступления на запад, но Си Цзиньппин в настоящее время полностью контролирует ситуацию с помощью инвестиций и подчеркнутого уважения, в которых так нуждается Путин, экономически и дипломатически изолированный от Запада.
Вашингтон должен привлечь внимание к рискам, связанным с реализацией ОПОП в российском ближнем зарубежье. Три из восьми стран с наибольшей долговой зависимостью от китайских кредитов – близкие соседи России: Таджикистан, Кыргызстан и Монголия. Китай может воспользоваться слабостью малых экономик, обремененных значительными заимствованиями, как он это сделал, когда списал часть долга Таджикистана в обмен на спорную территорию в 2011 году. По мере роста экономического присутствия Китая, неизбежно будет происходить наращивание его военного присутствия в Центральной Азии и других регионах. Появившиеся в Ваханском коридоре на территории Афганистана китайский военный транспорт и сооружения свидетельствуют о том, что эта экспансия уже идет полным ходом.
Чтобы разоблачить сказки о глобализации, распространяемые Си Цзиньпином и Путиным, торговая политика администрации Трампа должна быть кардинально пересмотрена. Вчера был подписан меморандум о взаимопонимании, направленный на расширение торговых связей между АСЕАН и Евразийским экономическим союзом. Китай поддерживает Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП), альтернативное региональное торговое соглашение для Восточной Азии, набирающее силу с тех пор, как Трамп объявил о выходе Америки из от Транс-Тихоокеансткого партнерства, в которое входили 12 стран. Разумеется, это легче сказать, чем сделать, но Соединенным Штатам необходимо срочно вернуться в эту игру, предложив региональные альтернативы вместо нынешних двусторонних ультиматумов.
Наконец, следует подчеркнуть, что немного старомодной дипломатии могло бы сыграть важную роль в сложившейся ситуации. На данный момент перед Соединенными Штатами не стоит выбор между Россией и Китаем, как это было с президентом Ричардом Никсоном более четырех десятилетий назад. Было бы гораздо разумнее выборочно сотрудничать с обеими странами, отказавшись от нынешней воинственной риторики в духе «кто не с нами, тот против нас» и переключив внимание на те сферы, где существует успешное сотрудничество.
Прежде чем машинально утверждать очередной пакет карательных санкций, американские стратеги должны тщательно оценить их долгосрочные последствия, такие как стимулирование ускорения создания альтернативных платежных систем, нанесение ущерба положению доллара как резервной валюты, а также дальнейшее сближение главных конкурентов США, России и Китая.
Проявив сдержанность и терпение, Соединенные Штаты могли бы восстановить естественный клин между Россией и Китаем. Или, по крайней мере, Вашингтону следует действовать так, чтобы не превратиться в мост, соединяющий его главных соперников.