Почему НАТО (и всем остальным) следует бояться российских ЗРК «Тор»

Большую полемику вызвало недавнее высказывание российского эксперта Виктора Мураховского о том, что ЗРПК «Панцирь», размещенные на авиабазе Хмеймим в Сирии, обладают серьезными недостатками.

По данным, приведенным в публикации, эффективность боевого применения «Панцирей» составляет лишь 19 процентов. В свою очередь показатели «Тор-2МУ» — 80 процентов.

Если судить только по этой статистике, может сложиться впечатление, что «Панцири» следует заменить «Торами». Но для каких целей изначально предназначен «Тор»? Каковы его возможности? Почему в Сирии он проявил себя лучше, чем «Панцирь»?

Комплекс «Тор» начал разрабатываться в 1975 году в качестве замены колесного ЗРК «Оса», выполнявшего боевые задачи на дивизионном уровне.

Благодаря техническим новшествам, таким, как РЛС слежения за рельефом местности, самолеты получили возможность летать на малых высотах, и это потребовало создания более маневренных и быстрореагирующих систем ПВО. Отражение атак с воздуха в то время также осложнилось появлением высокоточных боеприпасов (такие, как Walleye или крылатые ракеты воздушного базирования). Был необходим зенитный комплекс, способный противостоять всем этим угрозам.

Всем этим требованиям отвечал ракетный комплекс «Тор», принятый на вооружение в 1985 году. Так же, как и «Оса», которую он заменил, «Тор» является полностью автономным средством. И боезапас, и станции наведения и обнаружения целей  размещены на боевой машине. Для большей оперативности в комплексе применяется схема вертикального пуска ракет, ранее использованная в комплексах С-300. Восемь ракет размещены в вертикальных пусковых контейнерах. При запуске ракета выбрасывается из контейнера при помощи газового катапультного устройства, и у нее раскрываются крылья. На высоте 20 метров специальные газогенераторы, размещенные у основания ракеты, направляют ее на цель, после чего включаются двигатели. Это позволяет «Тору» поражать цель в течение 10 секунд на ходу или 8 секунд при стрельбе с остановки.

Фазированная антенная решетка РЛС комплекса позволяет быстрее и точнее определять местонахождение цели, чем РЛС его предшественника — ЗРК «Оса». Однако, первоначальный вариант «Тора» располагал всего одним целевым каналом, что делало возможным единовременное наведение лишь одной ракеты. В результате модернизации был создан «Тор-М1», принятый на вооружение в 1991 году и имевший уже два целевых канала. Комплекс стал более многофункциональным: в частности, он стал применяться против бомб с лазерным наведением. Также, благодаря внедрению новых, более быстрых вычислительных систем, сократилось время реакции комплекса.

Плодом дальнейших усовершенствований стал «Тор-М2». Согласно одним источникам, комплекс способен поражать одновременно 4 цели, согласно другим — 10. По некоторым данным, «Тор-М2» также способен в ограниченном объеме перехватывать реактивные снаряды, аналогично израильскому «Железному куполу».

В российской армии комплексы «Тор» устанавливается на разнообразные виды шасси. Помимо стандартных гусеничных шасси, существуют модификации для арктических условий и экспортный колесный вариант комплекса. Также успешно внедрена морская версия.

Так почему же «Тор» оказался успешнее «Панциря»? Будучи комплексом дивизионного звена, в отличие от «Панциря», предназначенного для защиты отдельных объектов, «Тор» обладает более мощным радаром, благодаря чему, по-видимому, способен перехватывать цель раньше «Панциря».

Также «Тор» оснащен более мобильными ракетами. При перехвате множественных целей на разных направлениях существенным преимуществом является и система вертикального пуска, поскольку нет необходимости в повороте пусковой установки перед запуском (хотя вращение необходимо для наведения ракеты).

Помимо технических характеристик, отличие «Тора» также состоит в том, что он предназначен для поражения более легких целей, чем «Панцирь». «Панцирь», разработанный для прикрытия гражданских и военных объектов, способен перехватывать дроны и иные сверхмалые цели, находящиеся вне диапазона поражения «Тора». Поразить такие цели — трудная задача, и именно это могло оказаться причиной низких показателей эффективности «Панциря».

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0