«Узкие места» европейской газотранспортной системы могут ограничить поставки российского газа

В этом году Россия планирует поставить 200 миллиардов кубометров газа в Европу, что соответствует почти 40 процентам потребности региона. Однако спрос Европы на «голубое топливо» растёт – по оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, к 2025 году возникнет необходимость в дополнительных 77 миллиардах кубометров в год. И далеко не факт, что экспортный потенциал России сможет успеть за этим ростом.

Проблема заключается, собственно, не в том, что у России нет возможностей или ресурсов для поставок в Европу. Всё дело в «узких местах» европейской инфраструктуры, которые могут ограничить экспортный потенциал России, заставляя европейских потребителей обращаться к закупкам сжиженного природного газа (СПГ).

Как отметил старший аналитик по газовой отрасли Хадриен Коллино, к 2025 году потребности Европы в СПГ увеличатся более чем вдвое. Растущая зависимость Европы от импорта газа в сочетании с ограничениями российских поставок означает, что импорт СПГ придётся увеличить.

По словам эксперта, на первый взгляд, у России есть все возможности для дальнейшего наращивания экспорта в Европу, учитывая, что её нынешний потенциал поставок газа по трубопроводам составляет 257 миллиардов кубометров в год. Кроме того, строятся два крупных газопровода, «Северный поток-2» и «Турецкий поток». На бумаге эти два дополнительных звена могут привести к тому, что возможности российского экспорта в Европу достигнут 343 миллиардов кубометров в год. Но фактический потенциал будет намного меньше.

Трудности, утверждает Коллино, заключаются в австрийском газораспределительном центре Баумгартен. Предполагается, что «Северный поток-2» и «Турецкий поток» сойдутся в этом хабе. Следовательно, предельные возможности трубопровода в Баумгартене не позволят увеличить объёмы газа, поставляемые через Украину, даже если Россия этого захочет. Собственно, эти ограничения будут влиять на все маршруты, которые Москва использует для выхода на европейские рынки.

Как поясняет Коллино, в настоящее время экспортные возможности России на европейском направлении составляют 257 миллиардов кубометров в год. Из них 128 миллиардов кубометров – это транзитная мощность Украины. «Северный поток-2» и «Турецкий поток» добавляют 87 миллиардов кубометров. Однако когда их введут в эксплуатацию, существующая европейская инфраструктура не позволит транспортировать через Украину более 20 миллиардов кубометров в год. Следовательно, общий объем российского экспорта в Европу увеличится только до 235 миллиардов кубометров.

Вполне возможно, что для преодоления этих «узких мест» будут созданы дополнительные мощности. Например, если новый германский трубопровод свяжет «Северный поток-2» с северо-западом Европы, это будет рациональнее существующей системы, когда большая часть газа идёт в Словакию, и позволит увеличить поставки через Украину. В качестве альтернативы, сама Россия может построить дополнительные трубопроводы на маршрутах «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

В течение некоторого времени северо-запад Европы считался неким «поглотителем» для мирового рынка СПГ. Вполне возможно, эта ситуация сохранится в течение ближайшей пары лет, поскольку глобальный рост поставок СПГ превышает рост спроса в Азии. Однако после 2020 года северо-западной Европе придётся приложить серьёзные усилия для обеспечения импорта необходимых объёмов СПГ – и это в то время, когда возможности российских поставок газа будут ограничены.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0