Это не цифра, а настоящая бомба, гром среди ясного неба! Сян Сунцзуо, вероятно, знал, что делает, когда заявил своей аудитории, что экономический рост Китая на самом деле был в четыре раза слабее, чем заявляли власти страны.
Своим заявлением старший научный сотрудник престижного Народного университета в Пекина Сян Сунцзуо спровоцировал возобновление весьма болезненного спора о достоверности официальной китайской статистики среди инвесторов, озабоченных замедлением роста второй крупнейшей экономики мира. Он утверждает, что реальный рост ВВП в 2018 году составил всего 1,67 процента, что значительно ниже официального показателя в 6,5 процента.
В своей сенсационной речи, произнесенной в прошлом месяце, Сян Сунцзуо сказал, что эти взрывоопасные данные были включены в конфиденциальный отчет одного известного исследовательского института, однако отказался назвать это учреждение.
«Реальная экономика в Китае находится в плачевном состоянии», – заявил старший научный сотрудник Центра монетарных исследований в Народном университете Пекина. Затем он предсказал, что в ближайшее страну ожидает эпоха потрясений, невиданных на протяжении последних четырех десятилетий, и жестко раскритиковал экономическую программу центрального правительства Китая.
Этот комментарий мгновенно распространился в социальных сетях, но вскоре был подвергнут цензуре. Некоторые крупные экономисты, работающие в Китае, которые считают, что экономический рост в стране действительно замедляется более быстрыми темпами, чем ожидалось, скептически отозвались об сенсационных цифрах, озвученных Сян Сунцзуо.
«Не следует воспринимать эти цифры всерьез. Они исходят от экономиста, который, очевидно, настроен исключительно критически по отношению к экономической обстановке в стране. Мы предполагаем, что окончательная цифра роста в 2018 году составит около 6,3 процента, и это нельзя назвать хорошей новостью», – сказала Алисия Гарсия Эрреро, главный экономист банка Natixis, французского корпоративного банка в Гонконге.
В прошлом месяце экспорт Китая упал на 4,4 процента в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. Этот показатель в декабре был самым низким с 2016 года, что усилило опасения среди инвесторов по поводу потенциальной «жесткой посадки» экономики Китая.
Как бы то ни было, сенсационное заявления Сян Сунцзуо спровоцировало горячие споры о достоверности данных, публикуемых Национальным бюро статистики КНР, за которыми активно следят на рынках всего мира. Многие аналитики ставят под сомнение достоверность цифр, представленных правительством самой многонаселенной страны.
«Мы не можем доверять официальной статистике. В стране отсутствует какая-либо достоверная официальная информация, и это является серьезной проблемой, которая сильно затрудняет адекватную оценку состояния экономики», – заявил независимый экономист из Шанхая Се Гочжун.
Даже премьер-министр Ли Кэцян однажды в частной беседе признал, что он не опирался на официальные данные по динамике ВВП, чтобы получить правильное представление об экономической активности в стране. Об этом было сказано в дипломатической телеграмме, текст которой попал в руки некоммерческой организации Wikileaks. Во время разговора с послом США в 2008 году, когда Ли Кэцян возглавлял коммунистическую партию в провинции Ляонин, он объяснил собеседнику, что вместо официальных данных о ВВП он ориентировался на три других ключевых показателя: потребление электроэнергии, объем железнодорожных перевозок и объем банковского кредитования.
Комбинация этих показателей стала известна как «индекс Ли Кэцяна» и широко используется в качестве индикатора аналитиками, оценивающими состояние экономики Китая.
«Потребление электроэнергии является более надежным источником. Тем не менее, не следует доверять общенациональным показателям, а смотреть нужно на данные по каждой электростанции в отдельности», – предупредил Се Гочжун.
Продолжающийся переход Китая от экспортоориентированной экономики к другой модели, в основе которой лежит внутреннее потребление, также вносит дополнительные трудности в сбор статистических данных. По данным NBS, на внутреннее потребление в первом квартале 2018 года приходилось 77,8 процента экономического роста. Это говорит о том, что потребители превратились в новую движущую силу китайской экономики.
Гиганты электронной торговли, такие как компании Alibaba и ее главный конкурент Tencent, которому принадлежит чрезвычайно популярное приложение для обмена сообщениями Wechat и сопутствующая мобильная платежная система, имеют хорошие возможности для оценки реальной покупательной способности потребителей. Но эти компании склонны хранить свои данные в секрете, хотя им приходится сотрудничать с правительством.
Само собой разумеется, что при оценке состояния экономики экспертам приходится полагаться на другие статистические данные. «Чтобы почувствовать замедление, достаточно взглянуть на продажи недвижимости и автомобилей, на которые приходится соответственно 13 и 7 процентов ВВП», – сказал экономист Се Гочжун.
Это более значимые цифры, чем экспорт в Соединенные Штаты, на который приходится всего 6 процентов ВВП Китая. «Оба сектора продемонстрировали замедление в 2018 году», – добавил он.
Впервые на крупнейшем в мире автомобильном рынке в прошлом году произошло падение уровня продаж автомобилей, что свидетельствует о значительной глубине спада. Что касается рынка недвижимости, в 2019 году он может даже столкнуться с «годом рецессии», согласно данным, опубликованным в отчете инвестиционного банка China International Capital Corp (CICC) осенью прошлого года.
На этом фоне становится все сложнее оценить общую картину роста ВВП. Проблема усугубляется и огромной разницей параметров между хорошо развитыми прибрежными регионами и менее развитыми, но динамично растущими западными провинциями.
В целом, многие экономисты, работающие в Китае, считают, что фактическое значение ВВП действительно ниже официального показателя. Один источник в Пекине утверждает, что эта цифра находится в диапазоне между 4 и 5 процентами.
«Динамика нашего индекса China Activity Proxy (CAP) указывает на замедление роста в ноябре 2018 года почти до 5 процентов. Одна поразительная особенность данных за ноябрь – это стабильная слабость во всех секторах. Единственным светлым пятном оказался сектор недвижимости, – отметил в своей аналитической записке главный экономист китайского отделения компании Capital Economics Джулиан Эванс-Притчард. – В добавок к CAP, зафиксировано снижение темпа роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, розничных продаж, экспорта, импорта и индексов обоих фондовых рынков страны».
На фоне напряженности в торговых отношениях с США, внимание и настороженность инвесторов в отношении китайской статистики будут только возрастать на протяжении ближайших 12 месяцев. Однако, некоторые экономисты преуменьшают важность точных показателей ВВП, подчеркивая, что тенденции являются более важными индикаторами, чем абсолютные параметры роста.
«Всегда существует некоторый массив данных, однако ключом является на уровень, а изменение, которое действительно указывает на замедление роста китайской экономики, – заявила Алисия Гарсия Эрреро из банка Natixis. – «Этот процесс будет продолжаться, но, скорее всего, более умеренными темпами, благодаря масштабным стимулирующим мерам правительства».
Французский корпоративный и инвестиционный банк прогнозирует рост на уровне 6,1 в 2019 году, что намного больше по сравнению с сенсационными данными Сян Сунцзуо, однако, похоже, эта цифра никого не радует».