Переход к альтернативным источникам энергии в корне изменит геополитическую обстановку

Стремительное внедрение возобновляемых источников энергии «перекроит геополитическую карту XXI века», утверждается в новом докладе Глобальной комиссии по геополитике в условиях энергетического перехода.

Как отмечается в докладе, рост использования возобновляемых источников энергии может значительно повысить степень энергетической независимости. Многие страны уменьшат свою зависимость от скачков цен и сбоев прямых поставок, если обратятся к выработке энергии с помощью технологий, использующих силу солнца и ветра, а не углеводородные ресурсы, которые неравномерно распределены в географическом отношении. Более того, уменьшится стратегическое значение загруженных морских проливов – например, Ормузского или Малаккского, поскольку ископаемое топливо утратит контроль над глобальной энергетической системой.

Другим важным моментом является то, что использование возобновляемых источников энергии способно увеличиться практически до любой степени, а соответствующее оборудование может быть использовано децентрализовано. По мнению авторов доклада, последнее станет мощным средством демократизации, поскольку децентрализованное энергоснабжение расширит права и возможности граждан, местных общин и городов.

Помимо прочего, ключевое различие между возобновляемой энергией и ископаемым топливом заключается в стоимости. Как утверждается в докладе, использование возобновляемых источников энергии практически не несёт предельных издержек, а применение некоторых из них, например, солнечной и ветровой, даёт 20-процентое сокращение затрат при каждом удвоении мощности. Это радикально отличается от углеводородных ресурсов, где повышение спроса ведёт к росту цен из-за дефицита.

Таким образом, в предстоящем переходе к альтернативным источникам энергии многое выглядит привлекательным. Снижение количества «узких мест», меньшая волатильность цен, сокращение концентрации генерирующих мощностей в относительно небольшом количестве мест.

Тем не менее, этот переход способен создать и новые сложности. В то время как многие страны смогут самостоятельно генерировать большее количество энергии, снизить загрязнение воздуха и сократить закупки энергоносителей за рубежом, возникнут и новые риски, поскольку для экологически чистых технологий требуются различные минералы и металлы. Потребность в кобальте, меди, литии, никеле, редкоземельных элементах и прочем может создать проблемы, аналогичные нынешним. Так, около 60 процентов мировых поставок кобальта приходится на Демократическую Республику Конго, а растущий спрос на этот металл, требуемый для создания электромобилей, привёл к обострению социальных, экономических, политических и экологических проблем в стране.

Кроме того, для экспортёров ископаемого топлива – главным образом, основных нефтедобывающих стран ОПЕК – предстоящий переход к использованию возобновляемых источников энергии представляет серьёзную опасность. Насколько эти страны преуспеют в столь непростых условиях, очевидно, зависит от степени потребления ископаемого топлива и наличия намерений использовать преимущества более экологичных технологий.

В представленном докладе наиболее уязвимой с этой точки зрения страной представлена Саудовская Аравия. Нет нужды говорить, что у государства со столь односторонним развитием возникнут серьёзные трудности, если оно не предпримет кардинальных экономических преобразований. К другим странам, которые могут столкнуться с проблемами при переходе на экологически чистую энергию, отнесены Катар, Ливия, Ангола, Республика Конго, Кувейт и ОАЭ, а также, в меньшей степени, Россия, Иран, Алжир и Азербайджан.

Проблема заключается в том, что многие из этих стран движутся в противоположном направлении, делая всё большие ставки на экспорт нефти и газа даже перед лицом растущего риска. Так, несколько лет назад была объявлена и широко разрекламирована программа «Видение Саудовской Аравии 2030» (подразумевающая мероприятия по уменьшению нефтезависимости страны и диверсификации её экономики), однако теперь наследный принц Мухаммед бен Салман, похоже, отказывается от высоких целей своего плана преобразования. Вместо этого Эр-Рияд вкладывает средства в расширение мощностей по добыче нефти. Несмотря на то, что глобальные издержки на добычу нефти и газа снизились на 40 процентов с 2014 года, в Саудовской Аравии эти расходы вообще не сократились.

США, Китай, ЕС и Япония находятся в гораздо лучшем положении. Напомним, США являются крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа. Со временем компании в этих секторах понесут убытки, поскольку добыча ископаемого топлива будет прекращена. Но  в «гонке к чистой энергии» США также занимают прочные позиции, преуспевая в сфере новых технологий, куда относятся, например, робототехника, искусственный интеллект и электромобили.

Однако выиграть от перехода к более экологичной энергетике должны не только крупные богатые страны. Доклад указывает на Исландию как на хороший пример того, какие преимущества могут принести экономические преобразования на основе использования возобновляемых источников энергии. В течение XX века из бедной страны, сильно зависящей от импортируемых угля и нефти, она превратилась в государство с высоким уровнем жизни, которое всю свою электроэнергию получает из геотермальных источников.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий