Британский аналитик: вероятность военного конфликта с Россией в Арктике в краткосрочной перспективе незначительна

По словам эксперта по сухопутной войне Бена Барри, старшего научного сотрудника лондонского Международного института стратегических исследований, конфликт с Россией в Арктике маловероятен.

«В краткосрочной перспективе, я считаю вероятность военного столкновения незначительной, – заявил Барри в интервью изданию Forces News. – По степени напряженности Арктика не идет ни в какое сравнение с такой горячей точкой как, например, Украина».

Однако, по мере того, как будет расти экономическое значение Арктики, следует ожидать роста разногласий и трений из-за ресурсов, в частности, по поводу морских границ.

Приводя в качестве примера Норвегию, эксперт добавил, что, несмотря на военную и политическую напряженность, этой стране удается сохранять хорошие отношения с Россией по определенным направлениям.

«В настоящее время, несмотря на то, что Норвегия как член НАТО разорвала все контакты с Россией на уровне военных ведомств после 2014 года, норвежцы говорят нам, что у них по-прежнему сохраняются хорошие отношения с Россией в области охраны сухопутной границы, а также в области разграничения зон рыболовства. Так что я не вижу здесь особой проблемы, – сказал он. – Впрочем, никогда  нельзя полностью исключать такой вероятности, и Норвегия хотела бы иметь гарантии безопасности».

Подпись к изображению: Российский десант в Арктике

По словам аналитика, по мере того как Арктика становится все более важной для мировой торговли, Британии необходимо наращивать активность в регионе в силу своих союзнических обязательств перед скандинавскими странами.

«Наш союзник по НАТО, Норвегия, ощущает наибольшую угрозу со стороны России из-за ее поведения в 2014 году. Кроме того, в последние годы русские активно восстанавливают советские военные базы в Арктике и укомплектовывают их личным составом. Наши военные партнеры, такие как Швеция и Финляндия, также ощущают угрозу», – рассказал Барри.

Кроме того, в силу климатических изменений Арктика приобретает все большую важность для экономики России и для глобальной экономики в целом, а следовательно, и для Британии. Причина заключается в том, что таяние арктических льдов облегчает танкерам и прочим грузовым судам перемещение по Северному морскому пути вдоль побережья России.

Арктическая стратегия, которую в настоящее время осуществляет Британия, должна сохраняться. По мнению Барри, важно, чтобы Британия продолжала развивать свои отношения, как с союзником по НАТО Норвегией, так и со Швецией и Финляндией.

Эта стратегия не будет опираться на сенсационные объявления, привлекающие всеобщее внимание. Скорее наоборот, речь идет о постепенном расширении британского присутствия в Арктике, которое основано на том, что она уже сейчас делает в регионе, а также на хороших отношениях с Норвегией, Швецией и Финляндией. Частью этой британской стратегии должно стать возобновление практики обучения морских пехотинцев в Норвегии, которая прекратилась после окончания холодной войны.

«В  годы холодной войны британская морская пехота ежегодно проводила масштабные тренировочные операции в Норвегии, однако, после исчезновения напряженности с Советским Союзом эта практика постепенно прекратилась», – сказал Бен Барри. – Интенсивность обучения снижалась на протяжении всех лет после холодной войны, и, разумеется, в период с 2006 по 2012  год, когда большая часть британских морских пехотинцев были задействованы в антитеррористических операциях в Афганистане».

В последнее время тренировочные занятия морской пехоты в Норвегии снова активизировались, но они пока не достигли уровня, который имел место в годы холодной войны. Норвежские вооруженные силы, по словам Барри, не способны отразить тотальную атаку со стороны России и поэтому высоко ценят такое тесное военное сотрудничество.

«Норвежские вооруженные силы относительно немногочисленны, но они хорошо оснащены и прекрасно обучены. Они постоянно тренируются и хорошо знают местность, как это было во времена холодной войны. Вероятно, этого достаточно, чтобы не позволить России осуществить молниеносную упреждающую атаку», – считает эксперт.

В то же время, как показали учения Trident Juncture, для отражения полномасштабного нападения России, эта скандинавская страна нуждается в подкреплении со стороны союзников по НАТО. Британский аналитик подчеркнул, что российское военное присутствие в Арктике не имеет сегодня таких масштабов, как во времена холодной войны.

После завершения холодной войны, количество российских военных в Арктике постепенно сокращалось, причем многие военные базы были закрыты. Москва прекратила инвестировать в арктическую военную инфраструктуру. Однако, в последнее время все изменилось. Русские объявили, что вновь начинают наращивать военный потенциал в Арктике, но пока еще он не достиг уровня, соответствующего периоду холодной войны. И России предстоит еще много сделать, чтобы восстановить прежние позиции.

Кроме того, «инвестиции российского Военно-морского флота в Арктике значительно уступают инвестициям армии, военно-космических и ядерных сил. Вероятно, ВМФ – наименее боеспособная часть российских вооруженных сил. Хотя их подводные лодки в последнее время нередко беспокоят западных военных моряков, надводный флот России по-прежнему находится в значительно худшем состоянии по сравнению с периодом холодной войны», – сказал Барри.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий