Несмотря на то, что Венесуэла находится на грани полного хаоса, авторитарный президент страны Николас Мадуро по-прежнему пользуется поддержкой российского президента Владимира Путина, который противостоит Соединенным Штатам и большей части западного мира.
В то время как США и ряд западных демократий встали на сторону лидера оппозиции и самопровозглашенного временного президента Венесуэлы Хуана Гуайдо, Москва твердо поддерживает своего старого союзника Мадуро, как по экономическим, так и по геополитическим причинам.
На протяжении последних двух десятилетий Россия является основным источником финансовой поддержки для разрушающейся экономики Венесуэлы. Это означает, что в случае падения режима Мадуро, Москва может оказаться под угрозой потери миллиардных инвестиций, а также одного из своих геополитических плацдармов на американском континенте.
Подпись к изображению: Российский президент Владимир Путин пожимает руку своему венесуэльскому коллеге Николасу Мадуро во время их встречи в декабре 2018 года в Подмосковье
Когда в январе обострился политический кризис в Венесуэле, Москва немедленно подтвердила свою поддержку режима Мадуро, и в то же время назвала позицию Вашингтона – признание Хуана Гуайдо временным президентом страны – очередным примером грубого вмешательства США во внутренние дела суверенной страны. «МЫ рассматриваем бесцеремонные действия Вашингтона как очередную демонстрацию его полного пренебрежения нормами и принципами международного права», – говорится в официальном заявлении МИД России.
Россия и Китай являются основными кредиторами Венесуэлы. В последние годы, поскольку венесуэльская экономика поражена тяжелейшей гиперинфляцией, а также страдает от американских санкций и низких цен на нефть, режим Мадуро становится все более зависимым от финансовой помощи Москвы.
По оценкам агентства Reuters, за период с 2006 года Москва предоставила Каракасу не менее 17 миллиардов долларов в виде займов и кредитных линий. Венесуэла выплачивает задолженность, предоставляя России доступ к своим нефтяным запасам, которые считаются крупнейшими в мире, через национальную нефтяную компанию PDVSA.
Согласно данным Reuters, по состоянию на 2017 год Россия контролировала 13 процентов экспорта сырой нефти из Венесуэлы. По мнению некоторых экспертов, «Роснефть» использует нынешние трудности Венесуэлы для заключения сделок, которые будут выгодны в долгосрочной перспективе.
Роль главного представителя Кремля для Венесуэлы играет Игорь Сечин, генеральный директор российской государственной нефтегазовой корпорации «Роснефть» и близкий соратник Путина, который в последние годы часто посещал Каракас. «Роснефть» предоставила кредиты на сумму в 6 миллиардов долларов компании PDVSA, которая расплачивается за них нефтью. Кроме того, «Роснефть» приобрела долю в пяти нефтяных проектах Венесуэлы, одновременно выполняя функцию посредника на мировых рынках, продавая венесуэльскую нефть потребителям по всему миру.
Впрочем, российские инвестиции в Венесуэлу, судя по всему, нельзя назвать выгодными. В 2017 году две страны договорились о реструктуризации задолженности Венесуэлы в размере более 3 миллиардов долларов США, суть которой сводится к переносу сроков погашения на 2027 год.
Экономика осажденной страны находится на грани краха, и нефтяной сектор, на который приходится более 90 процентов экспортных доходов национального бюджета, также серьезно пострадал. В прошлом году добыча нефти упала на 37 процентов по сравнению с 2017 годом. Мадуро оказался не в состоянии соблюсти свои обязательства по кредитам, и в прошлом году Сечину пришлось полететь в Каракас, чтобы договориться с венесуэльским лидером по поводу отсрочки поставок нефти.
Обеспокоенность России по поводу краха венесуэльской экономики вполне ощутима. В октябре прошлого года делегация высокопоставленных чиновников вылетела в Каракас, чтобы проконсультировать правительство о том, как преодолеть кризис. Поскольку страна охвачена беспорядками, заместитель российского министра финансов Сергей Сторчак заявил, что Венесуэла, по его мнению, не сможет выплатить свою задолженность.
Недавно Гуайдо публично обратился к России и Китаю, пытаясь убедить их в том, что смена правительства на самом деле отвечает их экономическим интересам. «Для России и Китая наилучший вариант – это смена правительства, – сказал он. – Мадуро не защищает Венесуэлу, он не способен защитить чьи-либо инвестиции, и он не является хорошим партнером для этих стран».
Впрочем, на этом этапе смена российской позиции маловероятна, поскольку экономические интересы – не единственный фактор, который ее определяет. Поддержка Мадуро является для Москвы принципиальным вопросом. В случае предательства Мадуро Кремль выглядел бы слабым в глазах российской общественности.
Кроме того, немалую роль здесь играет геополитика. Наряду с Эквадором, Боливией и Кубой, Венесуэла является ключевым союзником России на американском континенте. В сущности, этот альянс является наследием времен холодной войны, когда Кремль активно поддерживал антиамериканские правительства в Латинской Америке, такие как режим Фиделя Кастро на Кубе и сандинистов в Никарагуа.
Сегодня путинская Россия бросает вызов мировому порядку во главе с Соединенными Штатами, поддерживая таких лидеров как сирийский президент Башар аль-Асад и Николас Мадуро в Венесуэле, даже несмотря на то, что в случае с последним, это сопряжено со значительными экономическими издержками. В ответ Венесуэла принимает сторону России в международных спорах. Один из примеров имел место после краткого российско-грузинского конфликта в 2008 году. Венесуэла была одной из немногих стран, признавших поддерживаемые Россией отколовшиеся республики Абхазию и Южную Осетию.
Россия предоставляет Венесуэле многомиллиардные кредиты для покупки тяжелых вооружений, таких как истребители Су, танки Т-72 и системы ПВО С-300, получая взамен платформу для демонстрации своей военной мощи прямо под боком у США. В конце 2018 года российские стратегические бомбардировщики Ту-160, способные нести ядерные боеприпасы, прилетали в Каракас для совместных учений. Это послужило доказательством роста российского присутствия далеко за пределами традиционной зоны влияния.
По данным Reuters, недавно в Каракас прибыли российские военные подрядчики, чтобы защитить Мадуро от возможного насильственного переворота. По некоторым сообщениям, речь идет о наемниках ЧВК Вагнера, которая защищает интересы России как в Сирии, так и на востоке Украины. Кремль, впрочем, опроверг эти утверждения.
Как бы то ни было, возможности России в Венесуэле представляются экспертам ограниченными. После того, как на прошлой неделе было объявлено новое эмбарго США против PDVSA, режим Мадуро оказался отрезан от основного источника доходов. Аналитики утверждают, что судьба страны теперь зависит от военных, а точнее, от того, как долго они будут сохранять верность нынешней власти. Вероятность наилучшего для Москвы сценария выглядит незначительной.
Если революция Гуайдо удастся, Россия потеряет главного союзника в регионе, а если Мадуро сумеет удержаться у власти, Кремль сохранит свой геополитический плацдарм, но это обойдется значительными экономическими потерями.