Перспективы развития каршеринга в России вызывают опасения автопроизводителей

Некоторое время назад у 31-летнего продавца программного обеспечения Евгения Баркова был собственный автомобиль Peugeot, но эта машина частенько служила источником раздражения для своего хозяина. Дело в том, что транспортное средство простаивало более 90 процентов времени, высасывая при этом деньги и вызывая беспокойство по поводу возможных поломок.

Подпись к изображению: Автомобили сервиса каршеринга «Яндекс.Драйв» на стоянке в Москве

В конце концов, Барков основательно занялся расчётами, просуммировал все расходы и решил, что ему лучше продать свой автомобиль, полностью переключившись на использование сервисов каршеринга (то есть на аренду машины). Одним из поставщиков таких услуг является компания «Яндекс.Драйв», которая предлагает машины на любой вкус – от автомобилей Kia в базовой комплектации до роскошных моделей Porsches.

«Это вложение денег [в покупку автомобиля] не принесло мне ничего, кроме неприятностей. Теперь я просто плачу за использование», – рассказал Барков, разъезжая по заснеженным московским улицам в белом седане Skoda с ярко-жёлтой полосой сбоку и встроенным программным обеспечением «Яндекс».

Предприятие, созданное в прошлом году местной интернет-компанией, предлагает жителям российской столицы выбор из более чем семи тысяч автомобилей, которые можно арендовать всего за 5 рублей в минуту. Заметим, что в эту стоимость входит топливо, техническое обслуживание и парковка. Подобные условия представляют собой довольно привлекательное предложение, которым интересуются всё больше москвичей (можно сравнить с ценой 41 цент в минуту за схожие услуги Car2Go, сети каршеринга Daimler в Нью-Йорке).

Возникнув в Москве практически из ниоткуда, в настоящее время сервис каршеринга переживает настоящий бум – в прошлом году число используемых автомобилей выросло более чем в три раза. На сегодняшний день российская столица располагает самым крупным в Европе и вторым по величине в мире парком автомобилей «совместного использования». Надо отметить, столь стремительный сдвиг создаёт проблемы для автопроизводителей, рисуя для них не слишком весёлые перспективы того, что сервисы каршеринга, располагающие необходимыми средствами и технологиями, могут быстро переманить потребителей предложением альтернативы традиционному владению автомобилем.

«Приближается момент, который может перевернуть весь автомобильный рынок с ног на голову, – прокомментировала лондонский аналитик из консалтинговой компании Frost & Sullivan Швета Сурендер. – Производители сталкиваются с риском стать всего-навсего поставщиками машин для каршеринговых сервисов и утратить прямые отношения с клиентами. Безусловно, для них это непривлекательный сценарий».

Разумеется, автопроизводители стремятся сгладить подобный риск. Так, Daimler и BMW объединили свои каршеринговые предприятия для увеличения масштабов. Volkswagen тестирует сервис MOIA в Гамбурге, в то время как General Motors инвестирует в Lyft Inc.

Тем не менее, до поры до времени вся эта активность по какой-то причине не затрагивала крупнейший российский город с населением более 12 миллионов человек – здесь не появились ни Car2Go от Daimler, ни DriveNow от BMW, ни Zipcar от Avis Budget Group Inc. И это несмотря на то, что загруженные московские улицы – российская столица считается вторым городом в мире по величине пробок на дорогах – вполне дозрели до внедрения подобных инноваций, в то время как власти практически умоляли каршеринговые компании начать деятельность.

В 2013 году в центре города была введена платная парковка, места на которой, как правило, бронируются через приложение, что приучает жителей использовать возможности смартфона для своих транспортных нужд. Стоимость парковки у бордюра тротуара, которая может составить около 30 долларов в сутки, стала крупнейшей расходной статьёй для многих российских водителей. Однако каршеринговые компании получили льготные тарифы в размере примерно 400 долларов в год.

Компания «Яндекс», российская версия Google, сполна воспользовалась преимуществом, наводнив в прошлом году улицы Москвы такими автомобилями, как кроссоверы Renault Captur, седаны BMW 5-й серии и даже спортивные автомобили Porsche 911. Активные инвестиции позволили «Яндексу» занять место лидера рынка, опередив местных конкурентов Delimobil и BelkaCar. В декабре «Яндекс.Драйв» распространил свои услуги и на Санкт-Петербург.

В конце 2018 года в Москве насчитывалось 16,5 тысяч автомобилей для «совместного использования». По оценкам местного Департамента транспорта, в ближайшие годы их число будет ежегодно увеличиваться на 5 тысяч единиц. Расширение автопарка привело к резкому росту пользователей: количество поездок увеличилось более чем в четыре раза, до 23 миллионов.

«Россия запустила каршеринг позже, чем другие страны, но благодаря этому мы смогли внедрить новейшие технологии, – отметил глава «Яндекс.Драйв» Антон Рязанов. – Сейчас российский рынок занят местными компаниями, и появление здесь крупных международных игроков маловероятно».

Надо отметить, «Яндекс» использует своё стратегическое положение в центре цифровой экономики для углубления связей с потребителями с помощью разнообразных услуг, начиная от интернет-магазинов и заканчивая потоковой передачей музыки. В 2011 году компания развернула деятельность в сфере транспортных услуг, запустив приложение «Яндекс.Такси», которое теперь является самым используемым в России. «Яндекс» контролирует деятельность Uber Technologies Inc в регионе.

Каршеринг является очередным шагом к предложению услуг робо-такси – именно так звучит цель производителя технологий для беспилотных автомобилей Waymo, дочернего предприятия Alphabet Inc. Начав с каршеринга, Яндекс приобретает клиентов, которые впоследствии могут легко перейти от вождения автомобилей компании к поездкам на них в качестве пассажиров. Компания также развивает технологии по управлению и обслуживанию большого парка машин.

Как отмечает Рязанов, на сегодняшний день сценарии использования услуг такси и каршеринга отличаются. Тем не менее, через несколько лет, когда технологии автоматического вождения получат широкое распространение, эти службы, в конечном итоге, сольются в одну. По его словам, у пользователей появится выбор – либо устроиться на заднем сиденье и позволить роботу управлять автомобилем, либо сесть за руль и вести машину самостоятельно.

Как и в большинстве других служб каршеринга, автомобили бронируются через приложение. Кроме того, у «Яндекса» имеется «радарная» функция, которая оповещает пользователей, когда поблизости появляется доступная машина. После того, как «Яндекс» ввёл систему динамического ценообразования, стоимость услуг в Москве может возрастать, когда спрос высок, а транспортных средств не хватает. Но, как правило, она находится в районе отметки 8 рублей за минуту для обычного автомобиля и 16 рублей для высококлассной модели. Цена заметно ниже, чем в США и Европе, в основном из-за того, что рабочая сила, техническое обслуживание и топливо являются более дешёвыми.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий