На днях Китай отклонил предложение канцлера Германии Ангелы Меркель о «придании многостороннего характера» договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который оказался под угрозой из-за явно непримиримых геостратегических разногласий между Соединенными Штатами и Россией.
Этот двусторонний пакт о контроле над вооружениями, который Соединенные Штаты и Советский Союз подписали в 1987 году, не позволяет обеим странам производить и развертывать ракеты наземного базирования дальностью от 500 до 5500 километров. Китайцы ясно дали понять, что они не намерены сокращать свой арсенал ракет средней и меньшей дальности, заявив, что это ослабило бы обороноспособность Китая.
Однако, о главной причине своего отказа китайские официальные лица умолчали: расширение числа участников соглашения о РСМД и придание ему многостороннего характера противоречило бы принципу «единого Китая», которым Пекин не готов поступиться. Суть этого принципа состоит в том, что существует лишь один Китай, и Тайвань должен быть его частью.
Ранее в этом месяце президент США Дональд Трамп объявил, что его страна выйдет из ДРСМД через шесть месяцев, если русские не перестанут нарушать условия договора. Правительство Соединенных Штатов обвиняет Россию в производстве и развертывании крылатых ракет «Новатор-9M729», дальность которых превышает ограничения, установленные договором.
Кремль отверг обвинения в нарушениях со своей стороны и ответил, что Россия также выйдет из договора через шесть месяцев. С точки зрения президента России Владимира Путина, Соединенные Штаты сами нарушили свои обязательства по ДРСМД, разместив в Румынии наземные противоракетные комплексы Aegis Ashore. В Москве утверждают, что пусковая установка этой системы позволяет осуществлять запуск не только ракет-перехватчиков, но и наступательных ракет средней дальности Tomahawk.
Подпись к изображению: Демонстранты в масках на одной из площадей Берлина изображают российского президента Владимира Путина и президента США Дональда Трампа с ракетами в руках во время дебатов о прекращении действия договора о РСМД
01 February 2019, Berlin: Demonstrators with a Putin and Trump mask and a Merkel mask face each other with rocket models on Pariser Platz. They are protesting with their action against the imminent end of the INF disarmament agreement between Russia and the USA. The agreement on Intermediate Range Nuclear Forces is to be dissolved by the USA. Photo: Paul Zinken/dpaНа прошлой неделе в ходе Мюнхенской конференции по безопасности канцлер Ангела Меркель выдвинула идею о придании этому договору глобального характера. Она заявила, что отказ от ДРСМД может привести к новой гонке вооружений. По ее мнению, Китай обязательно должен стать участником нового соглашения, учитывая растущую мощь его ракетных сил.
Государственный советник Китая Ян Цзечи немедленно и решительно отклонил предложение Меркель. Он заявил в Мюнхене, что китайские ракеты средней дальности носят исключительно оборонительный характер и не представляют никакой угрозы для других стран.
Аргумент Ян Цзечи был поддержан отставным генералом Народно-освободительной армии Китая Яо Юньчжу, которая также выступила на конференции. Она отметила, что Китай является континентальной страной, и большая часть его ракетного арсенала в силу естественных причин базируется на суше, в то время как США и Россия имею несравненное преимущество, благодаря своим ракетам воздушного и морского базирования. Яо Юньчжу сказала также, что подписание ее страной многостороннего соглашения о ликвидации РСМД создало бы большую асимметрию военного потенциала, причем не в пользу Китая.
Китайский государственный таблоид Global Times непреклонен в своем мнении, что «хотя Китай сейчас намного сильнее, чем в прошлом, его ядерная мощь и общий военный потенциал не может идти в сравнение с американским. Другими словами, китайцы считают, что они не могут на равных вести переговоры с Вашингтоном (и Москвой) о ракетах средней и малой дальности.
С точки зрения Трампа, договор о РСМД выгоден Китаю, который обладает значительным арсеналом крылатых и баллистических ракет средней и малой дальности.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг недавно заявил, что наряду с необходимостью сохранения нынешних договоренностей о РСМД, международное сообщество должно рассмотреть возможности их укрепления и расширения состава участников.
Источник в руководстве НАТО сказал в интервью изданию Asia Times, что альянс считает целесообразным попытаться расширить договор о РСМД, привлечь к участию в соглашении новые страны. Дело в том, что с тех пор, как этот документ был подписан более 30 лет назад, многие государства инвестировали значительные средства в развитие ракетных технологий, и в частности, в платформы средней и меньшей дальности. Помимо Китая, речь идет таких странах как Индия, Пакистан и Иран, которые разрабатывали и развертывали активы, подпадающие под действие ДРСМД.
Тайвань также разместил на своей территории наземные ракеты, предусмотренные договором, и в настоящее время активно разрабатывает новые. По данным Центра стратегических и международных исследований, дальность полета крылатой ракеты Hsiung Feng IIE, предназначенной для поражения наземных целей, составляет 600 километров. В Китайской республике также производится другая версия этой ракеты, Hsiung Feng IIER, которая может поражать цели на расстоянии 1250 километров.
Имеются сообщения о том, что тайваньский национальный НИИ, Чжуншаньский институт науки и технологии, в настоящее время работает над созданием сверхзвуковой крылатой ракеты. Считается, что дальность модели Yun Feng составляет от 1200 до 2 тысяч километров.
Вкладывая огромные ресурсы в ракетные разработки, Китайская республика повышает возможность нанесения ударов по целям, расположенным далеко от побережья, на территории материкового Китая. Это делает Тайвань законным участником любых потенциальных многосторонних дебатов по вопросам о сокращении вооружений средней и меньшей дальности.
Разумеется, такое положение является абсолютно неприемлемым для Китая, который считает остров Тайвань своей мятежной провинцией и не исключает его повторного силового захвата в будущем. В самом деле, китайские лидеры ни при каких обстоятельствах не будут сидеть со своими тайваньскими коллегами за одним столом, обсуждая многосторонний договор о вооружениях, или любую другую международную проблему, поскольку это было бы равнозначно официальному дипломатическому признанию Тайваня.
На этом фоне представляется совершенно очевидным, что любая попытка спасти договор о РСМД путем включения Китая в число его участников, заранее обречена на провал.