В течение следующих нескольких месяцев нефтяные рынки могут снова содрогнуться в результате некоторых решительных изменений – похоже, что «дружеские чувства» между ОПЕК и Россией начали остывать. Крупнейшие российские производители нефти, такие как «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл», усилили давление на президента Владимира Путина, стремясь замедлить подготовку к ожидаемому союзу с ОПЕК. Несмотря на то, что лидеры ОПЕК (Саудовская Аравия и ОАЭ) стараются углубить отношения с Москвой, выражая желание заключить официальную договорённость, некоторые российские представители открыто ставят под сомнение целесообразность этого.
Логическое обоснование такого сотрудничества было вполне очевидным, поскольку государства ОПЕК нуждались в стабилизации рынка и поддержке цен на нефть. Со своей стороны, Москва увидела в этом шанс укрепить свою экономику и получить более широкий доступ во «внутренний двор» основных игроков арабского мира. Ни для кого не представляло секрета, что нефтяные рынки находятся под серьёзным давлением, запасы нефти в хранилищах необходимо сократить, а сланцевую добычу в США – нейтрализовать.
Для российского лидера Владимира Путина и министра энергетики Александра Новака последнее по-прежнему имеет серьёзное значение; Саудовская Аравия и ОАЭ также пока не оставляют идею соглашения. Договорённость РОПЕК по-прежнему рассматривается в качестве краеугольного камня для стабильности нефтяного рынка, в связи с чем правительства стран ОПЕК стараются ускорить продвижение этой стратегии.
Национальные нефтяные компании государств ОПЕК являются инструментами государственной политики, но в России сложилась другая ситуация. Даже если Путин и Новак смогут продавить соглашение с ОПЕК, им придётся поработать с внутренними разногласиями или даже оппозицией – некоторые российские олигархи полагают, что сделка РОПЕК означает уступку некоторой доли рынка добытой в США сланцевой нефти. Таким образом, между российскими властями и нефтяными компаниями может возникнуть некое противостояние. Однако Путину всё же нужно заручиться их поддержкой, чтобы обеспечить успешное выполнение сделки РОПЕК.
Путин и Новак до сих пор открыто призывают к более официальному сотрудничеству с ОПЕК. Союз всё ещё возможен, поскольку Москва сосредоточена не только на доле рынка, но и на государственных доходах. Без существенных дополнительных инвестиций в российскую экономику ситуация может измениться не в лучшую сторону.
Впрочем, позиция российских промышленников тоже не лишена смысла. Сделка РОПЕК привела к тому, что они потеряли некоторую долю рынка и были вынуждены отложить будущие проекты. Олигархи также обеспокоены производственными данными, поступающими из американской сланцевой индустрии. Надо учитывать и то, что российский нефтяной сектор серьёзно пострадал от санкций США и ЕС, причём на сегодняшний день замаячили новые угрозы. Так, законопроект под рабочим названием «Нет картелям добытчиков и экспортёров нефти», предложенный Конгрессом США, может затронуть и Россию, если она официально вступит в ОПЕК. Санкции и вероятность больших финансовых потерь отбивают у олигархов какой бы то ни было аппетит к вступлению в ОПЕК.
В течение следующих нескольких недель Москва и ОПЕК проведут большое количество встреч. Результат пока не ясен, но региональные и геополитические соображения будут приоритетными – поворот Москвы на Ближний Восток представляется более важным, чем банковские счета местных олигархов. Если отдать вопросы о ценах на нефть и уровнях добычи на откуп «Роснефти» или «Лукойлу», это не принесёт особой выгоды Путину или наследному принцу Саудовской Аравии Мохаммеду бин Салману. В конце концов, будущее их обоих зависит от наращивания государственных доходов и заключения масштабных геополитических альянсов.