Иранские и китайские автомобили набирают популярность в Сирии, заполняя вакуум на рынке, оставленный американцами и европейцами

В декабре прошлого года необычайную популярность в социальных сетях приобрел видеоролик, на котором один сириец снял свою девушку в новеньком желтом кабриолете Chevrolet Camaro в центре Дамаска, на площади Уммайад. Однако, из-за узнаваемой модели американского автомобиля эта наивная романтическая выходка молодых людей привлекла внимание властей, и все закончилось для парочки настоящим кошмаром. Автомобиль был краденый. Вероятно, он был доставлен контрабандным путем через Северо-Восточную Сирию, а номерной знак был перебит. Это привело к конфискации машины и аресту владельца. Его выдали два обстоятельства. Во-первых, сам факт, что это был американский автомобиль, а во-вторых – год его производства: 2016.

5749304

«В Сирии нет абсолютно новых автомобилей, и уж наверняка нет американских, – смеется Абу Хекмат, известный автодилер в пригороде Барзе, к северу от столицы.

«Тот факт, что девушка сидела за рулем американского автомобиля, вызвал немедленное подозрение, – сказал он корреспонденту Asia Times. – Единственные новые американские автомобили, которые есть сегодня в стране, – это те, которые ввозятся контрабандой с территорий, где базируются американцы, то есть к востоку от Евфрата». В таких городах как Эль-Хасака и Эль-Камышлы, которые в настоящее время находятся в руках курдских ополченцев, действующих при поддержке США, на дорогах уже много моделей 2018 года, в основном, Chevrolet, Range Rovers, а также внедорожники и обычные легковые автомобили Ford.

Из-за американских санкций последняя партия современных автомобилей прибыла в Дамаск в конце 2011 года. Автосалоны, которые когда-то опоясывали город Хараста в окрестностях Дамаска, были сожжены или разрушены во время боевых действий. Правительственные войска восстановили контроль над этим городом в начале нынешнего года, но ни один автосалон не был вновь открыт, поскольку международные автопроизводители прекратили вести дела с Сирией.

Образовавшимся вакуумом на автомобильном рынке немедленно воспользовались их азиатские конкуренты, прежде всего, из Ирана и Китая.

Сделано в Иране

До начала гражданской войны в Сирии в 2011 году экспериментальный новый иранский автомобиль не вызывал особого интереса у сирийского населения. Модель Sham, продукт совместного предприятия, созданного правительствами Сирии и Ирана, продавалась за 14500-17500 долларов США, что на тот момент было вполне конкурентоспособной ценой. Но большинство сирийцев все же предпочитали западные бренды, и поэтому автомобиль продавался в Дамаске очень плохо.

Аналогичным образом сирийцы не испытывали особого энтузиазма и в отношении Peugeot местной сборки, которые производились той же иранской компанией Iran Khodro, что и Sham. Однако, в последние годы у сирийцев, желающих приобрести новый автомобиль, не стало иного выбора, причем возможности сэкономить у них также нет.

Из-за резкой девальвации национальной валюты, Sham теперь продается за 8-9 миллионов сирийских фунтов. В пересчете на доллары это означает, что цена упала более чем на 2 тысячи долларов с начала войны. Однако, сирийское население зарабатывает на жизнь в местной валюте, так что для большинства населения даже такой автомобиль теперь является недоступным. Модель Peugeot 206 иранского производства с полным опционом также продается приблизительно за 12 тысяч долларов, а Peugeot 407 – за 14-15 тысяч долларов.

Эти автомобили доступны только для сокращающегося среднего класса. Они слишком дороги для бедных и слишком дешевы для представителей элиты, которые «предпочли бы ездить на Audi A4 2003 года выпуска, чем на новом иранском Peugeot», считает Абу Ремез, еще один владелец автосалона, расположенного на Багдад-стрит в центре Дамаска.

Подержанные Audi A4 или Nissan Murano стоят от 8 до 11 миллионов сирийских фунтов, то есть примерно столько же, сколько новые иранские автомобили. Если популярность иранских моделей возрастет, это произойдет только потому, что никакого иного выбора у большинства сирийцев не остается.

«За последние пять лет мы продали около 50 иранских Peugeots и примерно 25 Sham, – рассказал Абу Рамез. – Однако, по сравнению с подержанными европейскими автомобилями, они продаются не так уж плохо».

«Продажи европейских автомобилей составили всего 10-15 штук, просто потому, что у них больше нет дилеров в Сирии. Люди предпочитают ездить на автомобилях тех компаний, у которых есть дилеры, как у китайских производителей. Ремонт Audi или Volkswagen требует поездки в Ливан, что делает его неподъемно дорогим». Чем дольше продлятся санкции, тем более сложно будет обслуживать европейские автомобили.

Китай обходит Россию

Несмотря на присутствие тысяч российских военнослужащих на территории, подконтрольной правительству, наибольшего успеха добились именно китайские производители, которые восполнили вакуум, оставленный западными брендами.

Единственная популярная российская модель – «Лада», которую предпочитают многие водители такси. «Их розничная цена составляет от 6 до 8 тысяч долларов, но российские автомобили сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны продукции союзников, китайского автомобиля Geely. И хотя автомобили Geely стоят вдвое дороже, они в настоящее время захватывают индустрию такси в таких городах как Дамаск и Алеппо.

Маленькие российские автомобили «Ока» с механической коробкой передач, некогда гордость бывшего Советского Союза, также сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны китайских моделей, таких как Brilliance и BYD.

«Ока» – один из самых дешевых автомобилей в Сирии», – сказал Риад Ходжа, дилер российской компании, который продает их продукцию за 5 тысяч долларов. Ходжа отмечает, что весь его запас был скуплен сирийскими частными предпринимателями. А что же сами россияне предпочитают водить в Сирии? «Они ездят на Audi», – рассмеялся дилер Абу Хекмет из Барзе.

Китайский седан Brilliance, созданный по образцу созданный по образцу BMW, является высококлассным продуктом азиатского союзника Сирии, с которым соперничает по качеству только внедорожник BYD Tang.

«Автомобили Brilliance отличаются внешней привлекательностью и безопасны в управлении», – сказал Абу Рамез. – Новые поступления пользуются большим спросом, особенно у семей со средним уровнем дохода, которые придают большое значение низким эксплуатационным расходам».

Китайские BYD Tang, которые появились на сирийском рынке всего два года назад, очень популярны, потому что выглядят точно так же как Audi Q5. Текущая розничная цена составляет около 38 тысяч долларов – самая высокая на сирийском рынке в отсутствие американских и европейских машин.

Ложные сигналы

На сирийском рынке в последние годы имело место несколько ложных сигналов, когда не подтвердились сообщения о начале выпуска отечественных автомобилей и новых перспективах появления продукции различных производителей. Так, в начале 2017 года власти объявили, что готовится выпуск модели под названием Syrians, который будет продаваться по доступной цене государственным служащим, причем в рассрочку через государственные банки.

Этот автомобиль, известный сложной приборной панелью и автоматической коробкой передач, должен был продаваться по цене примерно 17 тысяч долларов. Проект так и не продвинулся дальше чертежной доски из-за изменения приоритетов, как для Сирии, так и для Ирана, к которым в начале этого месяца добавились новые санкции США.

В середине 2018 года в Дамаске появился автосалон Kia. Это породило предположения, что уважаемый южнокорейский производитель возвращается в Сирию. Однако, вскоре выяснилось, что эти машины поступили не из самой Кореи, а приехали по частям из соседних арабских стран для сборки и продажи на территории Сирии. Целью этой схемы был обход экономических санкций в отношении импорта новых автомобилей.


Добавить комментарий