«Сегодня многое зависит от Интернета в экономическом, социальном и политическом плане, и его развитие нельзя оставлять без внимания. В противном случае мы можем потерять суверенитет», – такой комментарий прозвучал из уст заместителя российского министра связи Олега Иванова в качестве пояснения к новому законопроекту, который, в случае его принятия, позволит Кремлю отключить страну от «всемирной паутины».
Этот шаг представляется очень серьёзным. Сторонники предлагаемой инициативы обосновывают её как необходимую меру для защиты российского интернета (или рунета) на тот случай, если разразится кибервойна с Западом. Однако критики опасаются, что правительство использует эту возможность для усиления контроля над киберпространством.
Законопроект относительно «суверенного интернета», представленный в нижней палате российского парламента в декабре прошлого года и принятый 334 голосами против 47, направлен на создание автономной национальной доменной системы. Это позволит рунету продолжить работу, даже если он будет отрезан от зарубежной инфраструктуры.
Но в таком случае от российских интернет-провайдеров потребуется установка специального оборудования, способного перенаправить интернет-трафик через точки обмена, управляемые Роскомнадзором, государственной контролирующей службой. Это, в свою очередь, позволит властям фильтровать весь незаконный контент и следить за тем, чтобы трафик не выходил за пределы России, и чтобы не использовалась промежуточная передача трафика на заграничные серверы, где он может быть перехвачен.
«Вся страна будет на виду, – пояснил соавтор законопроекта Андрей Луговой. – Станет понятно, откуда к нам втекает интернет-трафик и откуда и где выходит».
Эта мера была представлена в качестве реакции на новую агрессивную американскую стратегию кибербезопасности, которая была принята в прошлом году и где Россия упоминается как один из основных источников киберугроз. «Защитные меры необходимы для обеспечения долгосрочной и стабильной работы интернета в России, а также для повышения надёжности российских интернет-ресурсов»,– пояснили авторы законопроекта.
Неправдоподобный сценарий
Первый проект столкнулся с серьёзной критикой со стороны как представителей отрасли, так и депутатов Государственной Думы. Прозвучали замечания по поводу расплывчатых формулировок относительно преследуемых целей и угроз, для противостояния которым он предназначен. По мнению большинства экспертов, предположение о возможном отключении России от глобального интернета является неправдоподобным сценарием, для реализации которого потребуется крайне маловероятный процесс сложного сотрудничества между странами, на территории которых расположена инфраструктура.
Это говорит о том, что предполагаемые угрозы кибербезопасности используются в качестве оправдания для ограничения свободы интернета.
«Оборудование, которое интернет-провайдеры должны будут установить, предназначается для выполнения двух функций – направлять трафик и фильтровать контент с запрещённых сайтов для обеспечения контроля», – полагает Андрей Солдатов, журналист, ведущий собственные расследования, и автор книги «Красная паутина: Кремлевские войны в интернете».
По мнению Солдатова, главная цель российского суверенного интернета – предоставить Кремлю возможность отключить сеть в случае политических волнений. Интернет, по крайней мере, до некоторой степени, воспринимается российскими властями как потенциальная угроза с 2012 года, когда социальные сети сыграли важную роль в катализации акций протеста против переизбрания Путина в центре Москвы.
«Проект ЦРУ»
В 2014 году, после того как Россия вступила в новую эру противостояния с Западом из-за присоединения Крыма, Кремль активизировал свои усилия по контролю над интернетом, который Путин назвал «проектом ЦРУ».
С тех пор были приняты законы, содержащие требования о том, что поисковые системы должны удалять определённые результаты поиска, социальные сети – хранить пользовательские данные на серверах внутри страны, службы обмена сообщениями – раскрывать ключи шифрования пользователей.
Не все эти попытки регулирования оказались действенными. Например, популярный мессенджер Telegram по-прежнему доступен в России, несмотря на многочисленные попытки властей заблокировать его после того, как он отказался раскрыть свои ключи шифрования ФСБ.
И даже с технической точки зрения законопроект о суверенном интернете нуждается в доработке.
Так, Наталья Касперская, руководитель рабочей группы по кибербезопасности, ответственной за улучшение проекта, отметила, что, хотя у закона были «хорошие цели», его техническая реализация «вызывает много вопросов». Фактически, по мнению специалистов группы, реализация законопроекта может привести к серьёзным сбоям в рунете, которые обойдутся интернет-операторам в 134 миллиарда рублей в год.
Более того, обращение Роскомнадзора к операторам по поводу предоставления полной схемы маршрутизации трафика было сочтено невыполнимым, поскольку сеть «представляет собой подвижную многоуровневую систему, которая постоянно расширяется и обновляется».
Проект, вдохновленный примером Китая?
Складывается впечатление, что российский законопроект о суверенном интернете был вдохновлен китайской системой онлайн-цензуры, так называемым «Великим файрволом». Однако воспроизвести такую модель в России может оказаться невозможным.
В отличие от Китая, Россия по-прежнему использует популярные западные интернет-сервисы, такие как социальные сети, поисковые и платёжные системы. Более того, у китайцев никогда не было возможности познакомиться с действительно свободным интернетом и пользоваться им, но в России интернет долгое время не подвергался цензуре. Новые фундаментальные ограничения могут вызвать недовольство населения.
Тем не менее, Путин призвал чиновников «не жалеть средства» на развитие суверенного интернета, добавив, что, хотя Россия не намерена отрезать себя от глобальной сети, «всё возможно». На сегодняшний день для развития суверенного интернета были выделены 1,8 миллиарда рублей, но полную сумму расходов ещё предстоит определить.
Планируется проведение проверки, в ходе которой Россия временно отключится от глобальной сети. Результаты этого испытания помогут законодателям внести необходимые изменения в законопроект до того, как он будет представлен ещё на двух чтениях в Государственной Думе, а затем, наконец, президенту для окончательного утверждения.
По мнению большинства аналитиков, практически нет сомнений в том, что законопроект будет принят. Неясным на данный момент остаётся лишь то, какова будет его окончательная форма.