Множество новостей, поступивших за последние две недели, подтверждают, что союзники Вашингтона по НАТО всё активнее выступают против политических целей США, которые они считают ошибочными или попросту неудобными для себя. Одним из заметных ударов стала ситуация, когда Турция окончательно определилась с закупкой российских ЗРК С-400. Чиновники администрации Трампа на протяжении нескольких месяцев твердили правительству президента Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что заключение этой сделки недопустимо. Во-первых, С-400 несовместимы с системами, стоящими на вооружении других членов НАТО, что подрывает скоординированную противовоздушную оборону альянса. Во-вторых, подобное соглашение недвусмысленно указывает на тревожно тёплые отношения между Турцией и Россией. Вашингтон предупредил своего турецкого союзника, что если Анкара не откажется от сделки, это неминуемо повлечёт «серьёзные последствия». И тем не менее Эрдоган, кажется, намеревается проигнорировать плохо скрытую угрозу Вашингтона.
Другие союзники по НАТО, похоже, также не горят желанием идти на сотрудничество, особенно в части усилий США противостоять Москве и изолировать её. Выступая на конференции 10 марта, премьер-министр Италии Джузеппе Конте заявил, что работает над прекращением действия экономических санкций против России. Однако эти меры, которые западные державы ввели против Москвы в 2014 году после решения Владимира Путина присоединить Крым, остаются высокоприоритетными для Вашингтона. Тем не менее, коалиционное правительство Конте утверждает, что санкции показали свою неэффективность относительно принуждения Путина к капитуляции, и превратились в самоцель, в то время как итальянские чиновники жалуются на то, что эти ограничения понапрасну наносят ущерб экономике страны.
Надо отметить, Конте едва ли одинок в своём негативном отношении к санкциям. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан на протяжении нескольких месяцев приводил подобные аргументы. Другие государства, к которым относятся Бельгия, Чешская Республика, Болгария и Греция, демонстрируют признаки беспокойства, в то время как чиновники этих стран выражают все более критические взгляды по поводу санкционной стратегии.
Ещё меньшее воодушевление союзники по НАТО выказали в отношении противостояния Москве с помощью военных мер. Вице-президент Майкл Пенс столкнулся с подобными обстоятельствами в феврале, когда попытался привлечь канцлера Германии Ангелу Меркель к отправке военных кораблей, чтобы испытать твёрдость позиции Кремля в том, что Керченский пролив является теперь территориальными водами России. Поясним, этот пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря, отделяет принадлежащий России Таманский полуостров от Крымского полуострова. Несмотря на присоединение последнего Москвой в 2014 году, Киев по-прежнему считает Крым украинской территорией, а Керченский пролив – международным водным путём, причём Соединённые Штаты и их союзники поддерживают эту позицию. Напомним, в ноябре 2018 года три украинских корабля попытались силой прорваться через пролив, не уведомив об этом российскую сторону за сорок восемь часов и не получив соответствующего разрешения, чего требует Москва. Российские сотрудники службы безопасности открыли огонь по двум кораблям, протаранили третий и взяли под стражу суда и экипажи. Ситуация вылилась в неприятный международный инцидент.
Похоже, Пенс стремился создать своего рода патруль для обеспечения «свободы судоходства», чтобы подкрепить позицию, согласно которой пролив всё ещё представляет собой международные воды. Надо отметить, ВМС США регулярно предпринимают аналогичные действия в таких местах, как Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, чтобы отвергнуть обширные притязания Китая. Однако, в данном случае он хотел, чтобы Германия послужила интересам Вашингтона с целью утверждения свободы навигации. Меркель с опаской восприняла предложение о проведении столь провокационного и опасного манёвра. В итоге канцлер отказала вице-президенту.
Подобная политическая непокорность со стороны европейских союзников нарастала на протяжении многих лет. Когда в 2008 году президент Джордж Буш-младший развил бурную деятельность, направленную на вступление Грузии и Украины в НАТО, Германия и Франция решительно воспротивились этой цели. Во-первых, заявили они, власти обеих страны являются нестабильными и коррумпированными. Во-вторых, они выразили опасения того, что очередной раунд расширения НАТО будет неоправданно провоцировать Россию, ухудшая и без того напряжённые отношения с Москвой. С тех пор у Парижа и Берлина не прибавилось желания принимать Грузию или Украину в ряды Североатлантического альянса.
Отказ Европы следовать политическим целям США не ограничивается вопросом отношений с Россией. Так, когда президент Трамп объявил в декабре, что намерен вывести все американские войска из Сирии, союзники сразу же попытались торпедировать эту инициативу. Цель Трампа состояла в том, чтобы международные силы по поддержанию мира, в состав которых входили бы войска как европейских, так и ближневосточных стран, заменили американские войска. Тогда союзники в открытую заявили, что не намерены оставаться, если Соединенные Штаты уйдут. Трамп постарался смягчить свою позицию, объявив, что Вашингтон оставит 200 военнослужащих в Сирии и выделит еще двести для международных миротворческих сил. Тем не менее, большинство европейских союзников до сих пор не реагируют на призыв предоставить свои войска.
Не составляет сомнений, что Вашингтону и ранее приходилось сталкиваться с сопротивлением со стороны союзников по НАТО. Так, в 1960-х годах небезызвестный президент Франции Шарль де Голль оказался «бельмом на глазу» у американских чиновников. В 1980-х годах Германия и другие европейские страны вызвали гнев администрации Рональда Рейгана, когда решили покупать природный газ, поступающий по контролируемому Москвой трубопроводу.
Однако на этот раз размах и интенсивность сопротивления оказались серьёзнее. Подобное развитие событий говорит о том, что чиновники и общественность европейских стран, наконец, приходят к пониманию того, что, хотя в интересах Америки и Европы имеются точки соприкосновения, полностью они не совпадают. Действительно, появляются признаки того, что позиции Америки и Европы иногда не стыкуются друг с другом. Это видно по целому ряду вопросов, варьирующихся от политики в отношении России до того, как решать иранский ядерный вопрос.
Сложившиеся обстоятельства поднимают глубинные вопросы относительно жизнеспособности НАТО и будущего трансатлантических отношений – причём эти вопросы не могут быть разрешены с помощью избитых призывов к солидарности членов Североатлантического альянса.