У Соединенных Штатов имеется одна фундаментальная проблема. Она заключается в том, что разработка стратегии в отношении конкурирующих великих держав требует адекватной оценки их экономической и военной мощи, а мы, откровенно говоря, не особенно сильны в этом.
Давайте зададим себе вопрос: действительно ли мы знаем, сколько наши противники на самом деле тратят на свою оборону, и что они получают за эти деньги? Например, Россия представляет в этом отношении серьезную проблему для академических и политических кругов Америки. Большинство количественных сравнений проводится в нынешних американских долларах на основе текущего обменного курса, что делает российскую экономику равной по объему южнокорейской.
Подпись к изображению: Российские военнослужащие стоят рядом с поездом, на котором расположены экспонаты выставки «Сирийский перелом», Казанский вокзал, Москва 23 февраля 2019 года
Такой подход абсолютно нецелесообразен при сравнении расходов на оборону или покупательной способности стран. Тем не менее, именно его часто используют, чтобы обосновать утверждения, согласно которым, несмотря на масштабную программу военной модернизации, а также расходы на средства ядерного и неядерного сдерживания, Москва остается слабым противником, «бумажным тигром». Как следствие, дискуссия об относительной военной мощи опирается на неверные исходные положения, а прогнозы будущего военного баланса сил недопустимым образом искажаются из-за низкого уровня информированности.
Лучшим примером для иллюстрации этой проблемы является недавнее заявление Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) о том, что российские оборонные расходы упали в 2018 году до шестой позиции в мире и составили 61.4 миллиарда долларов. Будьте покойны, или наоборот, встревожены: российские расходы на военные нужды в несколько раз превышают 61,4 миллиарда долларов, а оборонный бюджет России остается третьим по величине в мире, превосходя военные расходы большинства европейских стран, вместе взятых.
В действительности, эффективные военные расходы Москвы, при подсчете на основе паритета покупательной способности, (ведь российские производители военной техники продают ее своим вооруженным силам за рубли, а не за доллары) составляют более 150-180 миллиардов долларов в год, причем гораздо больший процент средств, по сравнению с западными военными бюджетами, направляется на закупки вооружений, исследования и разработки.
Хотя существуют некоторые проблемы, связанные с сопоставлением различных экономик на основе паритета покупательной способности, было бы полезно иметь в виду, что Россия на самом деле является шестой по величине экономикой в мире, а еще совсем недавно она была крупнейшей экономикой в Европе при сравнении на основе паритета покупательной способности, опережая даже Германию.
Сравнения на основе покупательной способности имеют свои собственные недостатки, особенно при исследовании глобальных финансовых потоков, импорта/экспорта и т.п., но этот метод помогает составить гораздо более точную картину, чем сравнение экономик путем конвертации их валового внутреннего продукта в доллары на основе текущего обменного курса. Если стоимость российского рубля внезапно упала на 50 процентов по отношению к доллару, как это было в 2014 году, означает ли это, что российская экономика всего за один год сократилась вдвое? Нет, никоим образом не означает. Тогда почему же этот способ применяется для анализа сравнительного баланса экономической мощи стран или их военных расходов?
Нет никакого смысла в пересчете российских оборонных расходов в доллары США на основе преобладающего обменного курса за тот или иной период, поскольку Россия не закупает свои вооружения или их основные компоненты на Западе. Тем не менее, именно таким образом Стокгольмский институт SIPRI получил свою цифру в 61, 4 миллиарда долларов, которая указывает, что Россия отстает в этой сфере даже от Франции, несмотря на то, что Москва располагает вооруженными силами, насчитывающими почти 900 тысяч человек, обычным и ядерным оружием, способным уничтожить Соединенные Штаты. Метод ППС имеет несомненные ограничения, но он обладает большими преимуществами при сравнении расходов на оборону, а не потребительских расходов, когда страны могут импортировать широкий спектр товаров. Как следствие, это не только самый точный способ сравнения военных расходов в странах, использующих различные валюты, но, возможно, единственный путь, позволяющий выяснить истинное положение вещей.
Российский военный бюджет колеблется вокруг отметки в 3 триллиона рублей, но общие военные расходы включают также жилье, пенсии, инфраструктуру, национальную гвардию, пограничную службу и некоторые статьи расходов, которые являются секретными. В зависимости от того, что принимать в расчет, общие военные расходы в 2018 году, например, могут составлять примерно 4 триллиона рублей. Это также означает, что снижение общих военных расходов, о котором недавно сообщил SIPRI, не обязательно означает сокращение расходов России на военные операции, закупки военной техники и вооружений, исследования, разработки и поддержание военной мощи. Общие военные расходы в России более чем на 1 триллион долларов превышают объем военного бюджета.
Москва тратит почти половину своего военного бюджета на закупки военной техники, НИОКР и ремонтные работы, то есть примерно 1,4-1,6 триллиона долларов. Как страна со средним уровнем доходов, в которой призывники составляют приблизительно третью часть личного состава вооруженных сил, Россия тратит гораздо меньше средств на содержание своих военных, по сравнению с западными странами. Этот общий уровень военных расходов является не просто устойчивым, он практически не менялся в течение последних пяти последних лет противостояния, поскольку по большей части не подвергался экономическим санкциям.
Вместо того, чтобы истощать государственный бюджет, расходы России на оборонные нужды медленно снижаются (как доля ВВП), что отчасти обеспечивает их стабильность и устойчивость вплоть до 2020-х или, возможно, даже 2030-х годов. Москва хорошо помнит о безудержных расходах на оборону, которые привели к распаду Советского Союза в условиях экономического коллапса конца восьмидесятых годов. Причины стабилизации включают в себя сознательное решение государства о секвестировании расходов на оборону с целью придания приоритетного значения национальному благосостоянию, а также тот простой факт, что российские вооруженные силы уже закупили огромное количество военной техники в течение первых пяти лет модернизации. Кроме того, объем российского экспорта вооружений также стабильно держится на уровне 15 миллиардов долларов в год, помимо внутренних закупок.
Москва не истощает себя расходами на оборону, но доля военных расходов в ВВП все же остается слишком высокой, отражая проблему, которую когда-то Талейран и Давид остроумно изложили Наполеону: «Вы, монсеньер, можете делать со штыками все, что угодно, кроме как сидеть на них». Возможно, это просто очень удобно – верить в то, что проблема военного противостояния с Россией разрешится сама собой под влиянием застойных процессов в российской экономике и ее политической окостенелости. Однако, Россия – это не Советский Союз, который самозабвенно истощал свои ресурсы, когда экономика разваливалась, а кроме того, сегодня уже не восьмидесятые годы. Необходимо осознать, что в обозримом будущем ничего само собой не разрешится. Это может продолжаться довольно долго, и скорее всего, так и будет.