Чиновники администрации Трампа и их сторонники из числа местных «ястребов» демонстрируют всё большее беспокойство по поводу вмешательства иностранных государств во внутриполитические беспорядки в Венесуэле. Они утверждают, что Россия, Китай, Куба и «Хезболла» проявляют особую активность в поддержке осаждённого правительства президента Николаса Мадуро, придерживающегося левых взглядов.
Правда, складывается впечатление, что американские лидеры преувеличивают степень вмешательства Москвы. Учитывая бескомпромиссное поведение Мадуро во время очередных демонстраций, выглядят нелепо рассуждения о том, что он якобы был готов бежать из страны при отсутствии российской поддержки. Лояльность венесуэльских военных до сих пор не поколебалась, и Мадуро всё так же пользуется популярностью среди ополченцев, разделяющих левые идеи. Эти факторы гораздо более важны для дальнейшего сохранения его власти, чем поддержка России (или любой другой иностранной державы).
Соединённые Штаты настойчиво стремятся удержать свою сферу влияния, которой с момента провозглашения доктрины Монро в 1820-х годах считается Западное полушарие. Российская политика в Венесуэле представляет собой прямой вызов этой доктрине, и американским лидерам следовало бы чётко заявить, что продолжение такой деятельности окажет заметное негативное влияние на двусторонние отношения. Достаточно вспомнить, что Куба была политическим и военным клиентом иностранной державы в течение десятилетий – Доктрина Монро нацелена на предотвращение ситуаций именно такого рода. Разумеется, Соединённые Штаты не имеют права диктовать Венесуэле условия внутреннего управления, но было бы неразумно мириться с появлением ещё одного враждебного государства, зависящего от другой страны.
Администрация Трампа должна настаивать на том, чтобы Россия отнеслась с уважением к доктрине Монро и ограничила связи с Венесуэлой обычными дипломатическими и экономическими контактами. В то же время американским чиновникам следует признать, что Соединённые Штаты и их союзники по НАТО проявили пренебрежение к сфере влияния России – и даже ключевой зоне её безопасности – в Восточной Европе.
Перечень провокаций Вашингтона представляет собой длинную цепь разрушительных событий. При активном содействии США альянс неумолимо продвигался на восток, достигнув западной границы Российской Федерации и даже включив в свой состав три прибалтийские республики, которые были частью как царской России, так и Советского Союза. Начиная с администрации Джорджа Буша-младшего, Вашингтон настаивал на дальнейшем расширении НАТО – предлагалось членство Грузии и Украины.
Соединённые Штаты и их союзники значительно увеличили количество и масштабы своих боевых развёртываний и военных учений в Восточной Европе и на Чёрном море. В 2014 году администрация Барака Обамы бесцеремонно вмешалась во внутриполитические дела Украины с целью свержения демократически избранного пророссийского правительства и замены его прозападным режимом. С тех пор Вашингтон фактически сделал Украину военным союзником, обучая украинские силы и проводя с ними совместные учения, а также совершив две значительные поставки вооружений Киеву.
Вероятно, вмешательство Москвы в дела Венесуэлы, по крайней мере, частично является ответом на навязчивую провокационную политику Вашингтона в Восточной Европе – следовательно, путь к заключению разумного соглашения подразумевает необходимость ограничений для обеих сторон.
Американские лидеры должны донести до российского правительства, что готовы прекратить свои попытки ввести Украину и Грузию в состав НАТО, а также разорвать все военные связи с Киевом и Тбилиси, включая продажу оружия и совместные учения. Вашингтону также следует предложить прекращение своего «ротационного» размещения войск, самолётов и военных кораблей в Восточной Европе и на Чёрном море. Иными словами, Вашингтону нужно уважать российскую сферу влияния в этом регионе.
С другой стороны, администрации Трампа необходимо настаивать на том, чтобы Москва значительно ослабила своё участие в делах Венесуэлы и Кубы, а также прекратила растущее заигрывание с левым правительством Никарагуа. В целом, подобное соглашение потребует от России ослабить её растущее военное присутствие в Западном полушарии.
Такое предложение предусматривает проявление большого реализма со стороны американских лидеров и политиков. Сферы влияния всегда играли важную роль в международных делах и сохраняют её до сих пор, несмотря на все утверждения видных представителей американского внешнеполитического сообщества. Все великие державы стремятся утвердиться в странах, расположенных непосредственно по соседству, и предотвращение никому не нужного конфликта требует достаточного уважения к этим реалиям.
Последние администрации США нарушали этот важный принцип. Соответственно, их действия порождают ответную реакцию и всплеск международной напряжённости. Администрация Трампа может переломить эту тенденцию, настаивая на уважении Россией доктрины Монро и отвергая при этом советы «ястребов», которые считают, что США могут и должны утвердить господство на Украине и в других частях Восточной Европы. Надо ли говорить, что американским лидерам не стоит тянуть с предложением подобной сделки.