Россия и Китай наращивают взаимодействие практически во всех аспектах. Тем не менее, в Вашингтоне нет единой точки зрения относительно возможных последствий этих крепнущих связей. Принято считать, что китайско-российские отношения останутся холодными и полными недоверия – а следовательно, особого сближения ждать не стоит.
Однако этот традиционный подход больше не работает. Уже сейчас глубина отношений между Пекином и Москвой превысила ожидания аналитиков, высказываемые всего несколько лет назад. Надо понимать, что даже без создания альянса согласованные действия этих стран могут нанести существенный ущерб интересам США. В действительности, вопрос о том, движутся ли Россия и Китай к заключению формального союза, не столь уж актуален на сегодняшний день. Скорее, политикам стоит задуматься о том, насколько глубоким станет это партнёрство, как оно отразится на интересах США и что Вашингтон может сделать для формирования собственного вектора и смягчения негативных последствий происходящего для себя и других демократий.
Значительный импульс сотрудничеству придаёт дух товарищества между руководителями стран – Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, которые проводят встречи с заметной частотой. Так, Путин недавно принял участие во втором саммите, посвящённом китайской инициативе «Один пояс, один путь». В свою очередь, Си ответит визитом в Москву позже в этом году.
Но ещё более важным представляется взаимодействие этих государств на всех уровнях, их тесное сотрудничество в таких областях, как инвестиции, транспорт, космическая навигация и разработка стратегических технологий с потенциальным военным применением. Столь широкая и постоянно растущая база сотрудничества предполагает, что связи между Москвой и Пекином не разрушатся после ухода из власти Путина и Си.
По данным опроса, проведённого Исследовательским центром Пью в 2018 году, 65 процентов россиян положительно относятся к Китаю – причём почти такой же оказалась доля респондентов, которые заявили об отрицательном восприятии Соединённых Штатов (66 процентов).
Нет никаких сомнений, что Россия и Китай сближаются – вопрос заключается в том, насколько значительной окажется эта тенденция. К сожалению, ввиду непрозрачности этих государств трудно найти какие-либо убедительные факты (например, узнать об истинных намерениях руководящих кругов), которые позволили бы аналитикам уверенно оценить природу отношений. Даже в разведывательном сообществе США отсутствует чёткое понимание намерений лидеров этих закрытых стран. Растущая враждебность между Соединёнными Штатами и Россией, а теперь во всё большей степени и Китаем, побуждает эти страны усиливать контрразведывательные меры, нанося ущерб по соответствующей деятельности США.
Пока Вашингтон просто наблюдает за развитием событий, Москва и Пекин, возможно, строят совместные планы, стремясь нанести значительный ущерб интересам США в последующие 15-25 лет. Вашингтон должен подготовиться к тому, что российско-китайское партнёрство будет только укрепляться. Из такой ситуации нет простых выходов, и попытки внести раскол между Москвой и Пекином вряд ли окажутся действенными. Антизападные взгляды Путина глубоко укоренились – с точки зрения Кремля, Соединённые Штаты являются гораздо менее предсказуемым партнёром, чем Китай. Со своей стороны, Си считает, что Россия может помочь в подрыве американского мирового господства и противодействии усилиям США по ограничению влияния Китая на международные институты.
Тем не менее, Вашингтон должен стремиться к разжиганию напряжённости между Россией и Китаем и давить на узкие места в их отношениях. Общаясь с Пекином, Вашингтону стоит всячески подчёркивать склонность России к причинению разрушительного вреда демократическим государствам, которые противостоят её интересам. Подобное вмешательство будет всё сильнее входить в противоречие с интересами Китая, предпочитающего видеть стабильными те страны, в которых он участвует экономически.
Выявление и использование потенциальных точек взаимного недовольства потребуют от разведывательных, политических и военных кругов США рассматривать Россию и Китай как по отдельности, так и вместе. До сих пор Соединённые Штаты накапливали опыт в отношении России и Китая как обособленных субъектов, но прилагали недостаточно усилий для изучения связей между их возможностями и интересами, а также мало занимались выработкой соответствующих стратегий противодействия.
Американские политики должны следить за тем, чтобы своими действиями не сближать Россию и Китай. Необходимо понимать, что стратегия, направленная против одной страны, может непреднамеренно помешать противостоять другой. Например, Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций предназначался для сдерживания России путём ограничения её доходов от экспорта оружия. Однако, эти санкции не позволили некоторым странам, включая Индию, Индонезию и Вьетнам, закупать российское оружие, необходимое для сдерживания Китая.
Соединённые Штаты не должны оказаться в одиночестве в то время, как Россия и Китай сотрудничают для достижения общих целей и подрыва интересов США. В нынешнюю эпоху конкуренции великих держав Вашингтон должен укреплять свои партнёрские отношения с союзниками, которые разделяют его озабоченность по поводу поддержания международного порядка. Европейские союзники США, в том числе Германия и Франция, стали проявлять большее трезвомыслие в оценках угрозы, которую представляет Китай. Они разделяют взгляды США по поводу того, что первостепенной задачей является соперничество с Россией и Китаем, а также ограничение сферы их партнёрства.
Даже если аналитики не придут к единому мнению относительно вероятности российско-китайского союза, влияние такого сценария на интересы США означает, что политики не могут позволить себе сбросить его со счетов. Сейчас Соединённым Штатам необходимо работать над тем, чтобы встретить в полной готовности укрепление сотрудничества между Россией и Китаем. Кроме того, им стоит задуматься о мерах по противодействию ему.