Китай и Россия на Арктическом Шелковом пути

Всеобъемлющее сотрудничество, совместные научные исследования и разработки станут основой стратегического партнерства между Китаем и Россией в Арктике, заявил президент России Владимир Путин в ходе второй конференции по китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП) в Пекине в апреле нынешнего года.

Это выступление Путина состоялось почти четыре года спустя после того как возглавляемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и ОПОП объявили о своем сближении. За несколько недель до речи Путина в Пекине, Россия обнародовала смелый план развития Арктики на конференции «Арктика: территория диалога», которая прошла 9-10 апреля.

Этот план связан с идеей «Большого евразийского партнерства», и речь в нем идет не только о расширении автомобильных и железных дорог, создании новых городов на Дальнем востоке, но также о развитии науки и цивилизации на земле, которая много веков считалась абсолютно непригодной для жизни.

В ходе конференции Китай и Россия подписали первое соглашение о научном сотрудничестве, на основе которого был создан Китайско-российский центр арктических исследований в рамках проекта Полярного Шелкового пути. Хотя интерес Китая к высоким широтам проявился лишь в последнее время, его арктическая стратегия возникла уже двадцать лет назад.

Фактически, Пекин провел свою первую арктическую исследовательскую экспедицию в 1999 году, после чего в 2004 году была создана первая арктическая исследовательская станция на Шпицбергене, принадлежащем Норвегии.

Ценой нескольких лет усилий в 2011 году Китай добился постоянного места наблюдателя в Арктическом Совете и вскоре после этого начал строить ледоколы, превзойдя в этом направлении Канаду и почти обойдя Соединенные Штаты, чьи два устаревших ледокола давно выслужили свой срок.

По мере того, как отступают арктические льды, Северный морской путь превращается для Пекина в один из главных приоритетов. Фактически, время доставки коммерческих грузов из китайского порта Далянь в голландский Роттердам может быть сокращено на десять дней, что делает этот альтернативный маршрут весьма привлекательным.

Корабли, направляющиеся из Китая в Европу, в настоящее время вынуждены проходить через перегруженный Малаккский пролив и Суэцкий канал, причем этот маршрут на 5 тысяч морских миль длиннее, чем северный.

Доступ к ресурсам Арктики, жизненно важный для долгосрочных перспектив китайской экономики, также является главной движущей силой этой инициативы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий