Всеобъемлющее сотрудничество, совместные научные исследования и разработки станут основой стратегического партнерства между Китаем и Россией в Арктике, заявил президент России Владимир Путин в ходе второй конференции по китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП) в Пекине в апреле нынешнего года.
Это выступление Путина состоялось почти четыре года спустя после того как возглавляемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и ОПОП объявили о своем сближении. За несколько недель до речи Путина в Пекине, Россия обнародовала смелый план развития Арктики на конференции «Арктика: территория диалога», которая прошла 9-10 апреля.
Этот план связан с идеей «Большого евразийского партнерства», и речь в нем идет не только о расширении автомобильных и железных дорог, создании новых городов на Дальнем востоке, но также о развитии науки и цивилизации на земле, которая много веков считалась абсолютно непригодной для жизни.
В ходе конференции Китай и Россия подписали первое соглашение о научном сотрудничестве, на основе которого был создан Китайско-российский центр арктических исследований в рамках проекта Полярного Шелкового пути. Хотя интерес Китая к высоким широтам проявился лишь в последнее время, его арктическая стратегия возникла уже двадцать лет назад.
Фактически, Пекин провел свою первую арктическую исследовательскую экспедицию в 1999 году, после чего в 2004 году была создана первая арктическая исследовательская станция на Шпицбергене, принадлежащем Норвегии.
Ценой нескольких лет усилий в 2011 году Китай добился постоянного места наблюдателя в Арктическом Совете и вскоре после этого начал строить ледоколы, превзойдя в этом направлении Канаду и почти обойдя Соединенные Штаты, чьи два устаревших ледокола давно выслужили свой срок.
По мере того, как отступают арктические льды, Северный морской путь превращается для Пекина в один из главных приоритетов. Фактически, время доставки коммерческих грузов из китайского порта Далянь в голландский Роттердам может быть сокращено на десять дней, что делает этот альтернативный маршрут весьма привлекательным.
Корабли, направляющиеся из Китая в Европу, в настоящее время вынуждены проходить через перегруженный Малаккский пролив и Суэцкий канал, причем этот маршрут на 5 тысяч морских миль длиннее, чем северный.
Доступ к ресурсам Арктики, жизненно важный для долгосрочных перспектив китайской экономики, также является главной движущей силой этой инициативы.