В одном из недавних сообщений CNBC говорится: «У Турции остается чуть больше двух недель, чтобы решить, реализовать ли сложную оружейную сделку с Соединенными Штатами или подвергнуться риску суровых карательных санкций, если она продолжит настаивать на своем соглашении, предусматривающем покупку ракетной системы у России».
«К концу первой недели июня, – говорится далее в статье, – Турция должна аннулировать многомиллиардную сделку с Россией и вместо этого купить американскую систему противоракетной обороны «Patriot», которую производит компания Raytheon. В противном случае ее ожидает исключение из программы производства многоцелевых истребителей F-35 компании Lockheed Martin, конфискация обещанных 100 самолетов, а также введение карательных санкций США и потенциальный ответный удар со стороны НАТО».
Это сообщение, основанное на анонимных американских источниках, так и не было официально опровергнуто. За действиями Вашингтона, которые представляют собой не что иное, как прямую угрозу Турции, последовали другие конкретные шаги по оказанию давления на Анкару. Так, в первой половине мая Комитет по вооруженным силам Сената США опубликовал военный бюджет, предусматривающий запрет на продажу истребителей F-35 Турции.
Проект Закона о национальной обороне на 2020 год запрещает финансирование передачи Анкаре самолетов F-35 или связанного с ними оборудования, а также объектов интеллектуальной собственности, «если только министр обороны и государственный секретарь не подтвердят, что Турция отказалась от покупки российской системы ПВО и официально дала обещание, что не будет приобретать подобные системы в будущем», – сообщили официальные источники.
Уже очевидно, что эти шаги знаменуют собой резкую эскалацию конфликта между Турцией и Соединенными Штатами. Все предыдущие разногласия между Вашингтоном и Анкарой, в том числе по поводу Кипра в 1964 и 1974 годах, бледнеют в сравнении с нынешней конфронтацией. В то время как прежние противоречия могли привести к отдельным санкциям, на этот раз на карту поставлено многолетнее членство Турции в НАТО. Упрямая позиция администрации турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в этом вопросе может быть уподоблена поведению кошки, которая больше не может разматывать клубок пряжи, потому что размотала его слишком далеко.
Первоначальный порыв Эрдогана провозгласить приобретение российских комплексов С-400, очевидно, был направлен на усиление переговорной позиции и приобретение рычага давления в отношениях с Вашингтоном. Однако, как и в случае с некоторыми другими его недавними действиями, это, похоже, возымело обратный эффект, поскольку нанесло значительный ущерб дипломатическому арсеналу Министерства иностранных дел Турции.
Пророссийская позиция Эрдогана придала храбрости и активизировала так называемый евразийский фланг в государственных структурах, который, сознательно или нет, загнал турецкого президента в ловушку. Эрдогана загоняют в угол, в том числе и извне: независимо от того, решит ли он поддаться давлению США или все же приобрести ракетные системы С-400, без последствий не обойдется.
«Необходимо ясно понимать, что сложившаяся ситуация уже вызывает большую обеспокоенность, – написал директор ближневосточной программы вашингтонского Института внешнеполитических исследований Аарон Стейн. – Однако, если Анкара решит пойти на углубление своего партнерства с Россией, плохое может превратиться в ужасное, поскольку в этом случае все сотрудничество в сфере обороны между Турцией и Соединенными Штатами может оказаться под вопросом. А самое главное, что турецко-российская «Антанта» еще больше подорвет позиции Анкары внутри НАТО и, следовательно, саму концепцию коллективной обороны и распределения бремени между 29 членами североатлантического альянса».
Нынешний тупик оставляет президенту Эрдогану всего два варианта действий. Если он решит игнорировать угрозы США и использовать свое противостояние с американцами в качестве популистского инструмента для укрепления своих позиций на волне национализма в преддверии местных выборов, которые состоятся в Стамбуле в июне, станет очевидно, что геостратегическое положение Турции подверглось кардинальному изменению. А учитывая отсутствие терпения в Соединенных Штатах, это может на самом деле произойти уже очень скоро.